Вадим Макаренко, Kurdistan.ru Несколько последних десятилетий сильно нарушили привычную демографическую структуру населения. Это касается как численности основных этнополитических групп, так и их расселения по стране. В том числе и по провинциям Сейчас выборы в парламент Ирака, который затем избиратет все руководство страны, привели к тому, что это не только нарушает привычные представления о «справедливом весе» той или иной этнической группы, т.е. политические стереотипы, но и напрямую влияет на то, насколько полно ее интересы представлены в государственных органах.
В прошедшие пять лет после выборов 2005 года курды имели более высокий процент политического представительства в федеральных органах власти, чем их доля в населении страны. Это дало им возможность занять важнейшие государственные посты – президента Ирака, министра иностранных дел, контролировать ряд важных министерств.
Причин было несколько. Одна заключалась в том, что был байкот выборов во временный парламент (январь 2005 года) со стороны арабов-суннитов, а затем их сравнительно низкая активность на выборах в декабре 2005 года. Сегодня большой вопрос, стоит ли курдам повторять опыт суннитов по байкоту выборов, резко сокращая свое уже ставшее традиционным присутствие в Багдаде. Это будет откат, который потом будет крайне сложно компенсировать.
Вторая причина состояла в том, что арабы-сунниты, которые были наиболее полно представлены в саддамовских политических структурах, а также продолжали сопротивление и после завершения основной фазы боевых действий, понесли основные физические и моральные потери в ходе боевых действий и в последовавших затем операциях по наведению порядка коалиционными силами. На момент выборов в декабре 2005 года они еще не были готовы использовать мирные средства для возвращения своего влияния.
Еще одна причины была в том, что на предыдущих выборах весь Ирак рассматривался как один избирательный округ, поэтому все голоса, поданные за курдские партии, суммировались. При таком порядке многое зависело от явки на выборы и выбора явившихся. Курды голосовали почти на полную мощь, и все голоса шли в общую копилку. Но уже на выборах в декабре 2005 года, курды набрали голосов чуть больше, чем их доля в населении Ирака. Итог – 52 места у Союза Курдистана и 5 голосов – у Исламского союза Курдистана (всего чуть больше 20% мест). Это меньше, чем на выборах временного парламента, когда они получили 75 голосов (27%).
Еще одним моментом, который сыграл на руку курдам и позволил получить больше, чем их доля в населении, было то, что Объединенный Иракский альянс получил 128 голосов, тогда как 138 мест позволяло сформировать однопартийное правительство, поэтому он нуждался в партнере по коалиции, которым и стали курды. В этот раз объединенные шииты, имеющие мощные партии, административный ресурс, идеологическую и финансовую поддержку, и составляющие больше половины населения Ирака, рассчитывают на большинство, что должно дать им право сформировать однопартийное (от одного списка) правительство, хотя, надо признать, что с курдами, своими партнерами по правительственной коалиции, они не слишком считались уже и в нынешнем правительстве Нури эль-Малики. Если шииты получат возможность сформировать однопартийное правительство, то политическая ситуация в стране сильно изменится. Для курдов в худшую сторону.
Сейчас в парламент пройдут те депутаты/партии, которые наберут наибольшее количество голосов в провинциях, что неизбежно приведет к потере части курдских голосов в провинциях, где они составляют меньшинство (Ниневия, Дияла, Тикрит). Не ясно, что будет в Багдаде, хотя ясно, что у курдского альянса там шансов немного. Кроме того, на прошлых выборах ДПК и ПСК удалось создать единый федеральный курдский список, что повысило эффективность действий на федеральном уровне. Сейчас курды потеряли это преимущество, поскольку не факт, что партия «Перемены/Горран» в случае проведения своих депутатов в федеральный парламент будет там выступать единым фронтом с ДПК и ПСК, а не попытается войти в коалицию, например, с объединяюшей разные этнические группы партией Айяда Алауи. На прошлых выборах он выступил неудачно, получив 25 мест (половину от того, что имел во Временном парламенте), но рассчитывает улучшить свои результаты на этих выборах.
В предстоящих парламентских выборах планируют принять участие четыре кудских блока – Альянс Курдистана (Kurdistan Alliance List), Исламский союз Курдистана (Kurdistan Islamic Union List), «Перемены» (the Change List) и Исламская группа (the Islamic Group List). Возможно взаимодействие между этими списками, но об условиях партии будут договариваться по результатам выборов. Ясно, что такое распыление сил ослабит позиции курдов на федеральном уровне. «Я не думаю, что курды могут получить пост президента Ирака и посты министров, которые они имели раньше, потому что голоса курдов на предстоящих выборах будут разделены между 4-мя списками», - заявил Хассан Осман, депутат иракского парламента от Альянса Курдистана.
Есть и якобы технические вопросы. Главный из них – это списки избирателей. Если это будут списки Министерства торговли, по которым распределяет материальная помощь, то это приведет к существенной недооценке реальной численности курдского населения, и как следствие – к неадекватному представительству их в парламенте, поскольку число мандатов на провинцию рассчитывает в пропорции 1 мандат на 100 тыс. населения. Курды намерены добиваться пересмотра данных министерства торговли, но это решение важно прежде всего для Киркука, где нужно легализовать всех вернувшихся туда курдов, общие же результаты выборов (доля мест в парламенте у этнио-конфессиональных групп), где голосование будет идти по этническим линиям, более или менее предсказуемы.