Авдоев Т. М. kurdist.ru В следствии многовековой замкнутости, когда часть курдов-курманджей была объединена (или, соответственно, отъединена) этнорелигиозным учением, отличным от мусульманства, принятого большинством курдов, у них сформировались специфические черты быта, культуры, возникло конфессионально-общинное сознание, которое и в наше время превалирует над общеэтническим, определяя позицию общины в целом, и каждого из ее членов: «мы – не идентичны курдскому народу, мы – особенные, отдельные от него». До сих пор, значительная часть приверженцев религии, убеждены в своей национальной принадлежности к эзидизму, отождествляя религию с национальностью. С этим связано и особое самоназвание мы – «эзиды».
Для адептов эзидизма характерна прочная, практически не поддающаяся эрозии самоидентификация со своей общиной, строгая эндогамия и закрытость для прозелитов. Ввиду консервативности мышления, специфического религиозного комплекса, эзиды оказались чрезвычайно устойчивы к ассимиляции и за многие столетия сохранили свою идентичность. Эзид остается эзидом и в Иракском Курдистане, и в Турции, и в Закавказье и в Европе, то есть в любом окружении и в любом государстве.
Эти особенности, связанные с религиозными представлениями и культом, ритуалы, обычаи, традиции, которые стали своеобразными этническими чертами, этнологи квалифицируют как этноконфессиональную общность, то есть общность, возникающую при тесном сопряжении этнических и религиозных признаков (в нашем случае: этнический признак – курды, религиозный – эзидизм). История знает много тому примеров, так: друзы - будучи по происхождению, языку, многим элементам культуры частью ближневосточного арабского мира, в силу их конфессиональной специфики, являются особой общностью внутри этого мира со своей особенной позицией по всем вопросам. Аналогично эзидам община друзов закрыта для прозелитов; замкнутая и строго эндогамная группа (браки заключаются только между единоверцами). На Севере Ливана проживают – марониты, часть египетских арабов – это копты; на юге Ирака – мандеи. В составе русских это старообрядцы и молокане; среди татар Волго-Уральского региона – кряшены (крещеные татары); в грузинском этносе – аджарцы и ингилойцы (мусульмане-сунниты) и т. д..
Курды - один из древнейших народов, первоначальный очаг этногенеза которого находится в Северной Месопотамии, в центре исторического и современного Курдистана. Их непосредственные предки мидийские (ираноязычные) племена появились на исторической арене в начале I тыс. до н.э., и это время можно принять началом отчета процесса этнической консолидации курдской народности, в котором изначально участвовали и семитские элементы. Этногенез, начавшийся в рамках мидийской цивилизации, имел продолжение в эпоху Ахеменидских царей, при парфянских Аршакидах и завершился при поздних Сасанидах, приблизительно период от правления Шапура II до Хосрова I.
К моменту падения Сасанидской державы и арабского завоевания Ирана курдский этнос уже вполне сформировался, и началась собственно история курдского народа. Однако этноконсолидационный процесс у курдов не был завершен, он продолжается и в наше время, поскольку формирование курдской народности, а позже и нации, не сопровождалось становлением государственности, тенденцией к объединению в единое централизованное государство. Этому помешали как внешние условия, в которых очутился курдский народ во время и после арабского завоевания, сопровождавшийся его насильственной исламизацией, так и внутренний фактор – родоплеменные распри и религиозная разобщенность. Курдистан, благодаря своему центральному геостратегическому положению на Ближнем Востоке, стал постоянной ареной бесконечных войн, грабительских набегов кочевников, восстаний и их усмирений, которыми изобиловала военно-политическая история региона от эпохи халифатов, до американской интервенции в наше время.
На историческом отрезке времени охватывающем начало I тысячелетия до н. э. по VII век н.э. ни в каких исторических хрониках эзиды как этнос не упоминаются. Однако прослеживается тенденция образования религиозного течения эзидизм. Как мне представляется эзидизм связан непосредственно с культом Митры. Артаксерс II (405-362 гг. до н.э.) из династии Ахеменидов официально узаконил на территории персидского государства культ Митры, как божества хранителя закона и порядка. В его честь был установлен праздник, который отмечался в конце зимнего солнцеворота 25 декабря. В парфянское время Митраизм, становится официальной религией династии Аршакидов, широко распространяется в Передней Азии и в Римской империи, соперничая с ранним христианством. На парфянском языке Бог Митра звучит как – «Михр-йазд» и олицетворяет бога-солнца. При сасанидах в манихейском учении, Михр-йязду отводилась роль Живого Духа или творца, который должен завершить спасение утраченного вещества света и который так же являлся богом солнца - «бог Митра». Начиная с правления Шапура I, зороастрийское жречество под началом первосвященника Кирдэра, ведет планомерную борьбу с иноверцами, о чем свидетельствует его надпись в Сармешхеде: “Страшный удар и вред были нанесены Ахриману и дэвам, а лжеучение Ахримана и дэвов исчезло из страны, и в него больше не верили. Стараниями Кирдэра и иудеи, и буддисты, и брахманы, и арамеи-христиане, и говорящие по-гречески, и манихеи подверглись гонениям”.
Лев Гумилев в своих Анналах пишет: «Сасанидская держава представляла собой обширную империю, населенную разными народами, находившимися на неодинаковом уровне социального и экономического развития… . Кочевое и полукочевое население обитало во всех областях Ирана. Называли их в ту пору, да и позже курдами… . По-видимому, кочевники при Сасанидах, как и во времена парфян, оставались полунезависимыми от центральной власти».
Курды – курманджи не были охвачены зороастризмом и сохраняли приверженность Михр-йазду. Поэтому они вынуждены были уйти в подполье, образовав замкнутую, этноконфессиональную общину. В целях конспирации имя Михр становится запретным и не произносится вслух. Справляя свои молитвы, и обращая взор к Солнцу, теперь курманджи произносят только слова Бог, на диалекте курманджи - «Эзид», а себя называть «эзидами» (богопочитающие) – приверженцами культа Эзид.
Из выше изложенного можно заключить: антропологический, лингвистический, этнографический, географический и исторический аспекты дают право утверждать, что езиды и курды являются одним народом, сформировавшимся из одного расового типа и этнических общностей на единой территории. После исламизации Курдистана, курманджи-староверы обособились от основного этноса, и приняли этноним "эзиды".
И каждый для себя пусть решит: во благо ли езидам воссоединение в единный курдский народ?