Вадим Макаренко, Kurdistan.ru Закон о выборах принят. Курды уступили под гарантии президента Обамы. Но никто сегодня не знает, какова цена слова американского президента между Тигром и Евфратом, а тем более к востоку от Тигра. Равенство граждан и этноконфессиональных групп. Сейчас в центре внимания списки избирателей или хотя бы приемлемая численность избирателей по провинциям, чтобы обеспечить пропорциональное представительство граждан Ирака в парламенте. Но в этом случае речь идет о представительстве на уровне провинций, а Ирак не мононациональное или моноконфессиональное государство, поэтому проблемой является представительство на высшем уровне именно этноконфессиональных групп населения. Достичь их равного предствительства через пропорциональное распределение голосов между провинциями нельзя, поскольку эти группы численно не равны. Даже если еще на предстоящих в 2010 году выборах представительство национально-конфессиональных групп в парламенте, избранном на пропорциональной основе, и может быть приемлемо, то в дальнейшем ситуация будет изменяться и ухудшаться для меньшинств, а курды, безусловно, в составе Ирака являются таким меньшинством.
Модель такого неудачного (мягко говоря) электорального устройства можно видеть в Ливане, давно не способном справиться со своими внутриполитическими проблемами и уже десятилетия пребывающем в состоянии кровавого внутреннего раздора, которым злоупотребляют внешние силы.
Ирак может выжить как целостная страна только будучи федеративным и демократическим. Это предполагает создание полноценной федерации, но этот процесс был остановлен с точки зрения превращения в федеративные единицы (нескольких) шиитских и (одной-двух) суннитских территорий. В результате Курдистан остался в положении, в котором он пребывал и во времена Саддама Хусейна, поскольку он де факто по-прежнему противостоит остальному Ираку, будучи единственной федеративной единицей в составе пока не ставшего реальной федерацией Ирака.
В структуре государственных органов Ирака есть президентский совет, который является праобразом федеративного органа, представляющего основные этноконфессиональные группы населения страны. Сейчас, когда идет обсуждение и принятие конституционных законов, это основной инструмент согласования и примирения их интересов. Вопрос, как нарастить влияние этого органа в повседневной политической жизни страны, чтобы не все проблемы приходилось решать в предвыборный период. Был бы в прошлом или хотя бы этом году принят приемлемый закон о нефти, был бы до выборов решен вопрос Киркука, и ситуация сегодня была бы на порядок проще. Но они не приняты и, видимо, не приняты сознательно в расчете на то, что влияние курдов в Ираке будет падать.
Компромисс ради движения вперед
Сегодня перед руководством Курдистана стоит задача, как не допустить резкого сокращения влияния региона на решение общеиракских вопросов, по крайней мере, до того, как будет проведен референдум в Киркуке и главное, что он должен быть проведен на условиях, предусмотренных действующей конституцией страны. Под телефоные гарантии решения проблемы Киркука и других спорных территории на основании ныне действующей конституции Ирака (это важный момент, поскольку конституция Ирака не действует автоматически), данные президентом Обамой и вице-президентом Байденом, курды в лице Масуда Барзани согласились пойти на уступки по закону о выборах, сильно сократив свои возможности последующего блокирования с суннитами. Будем надеяться, что за словами Обамы стоит рельная готовность силой гарантировать интересы своего союзника по антисаддамовской коалиции. Это значит, что референдум в Киркуке должен быть проведен до вывода американских войск. Надеюсь, что это обещание отчетливо прозвучало в разговоре. К сожалению, в России хорошо знают на горьком опыте Горбачева, что устные и, тем более, телефонные гарантий США и других западных деражав мало чего стоят.
Есть и еще одна опасность этого (курдско-американского) соглашения. Если проблема Киркука будет решена не по внутренней договоренности с шиитами и суннитами, а, опираясь на американцев, то это будет уже шаг из федерации к независимости. А у США появится своя «Осетия и Абхазия», потому что гарантировать международное признание Курдистана будет много сложнее, чем было добиться (даже сегодня все еще частичного) международного признания независимости Косово.
Встречный процесс
Есть основания думать, что судьба самой конституции будет полностью зависеть от результатов выборов 2010 года. Если шииты получат в нем конституционное большинство, а то, что у них будет абсолютное, т.е. простое большинство, сомневаться не приходиться, то вряд ли федерализм в Ираке сохранится как реальность, а не как некий исторический казус, каким он является сегодня.
Курдистан был разделен великими державами, которые до сих пор не чувствуют своей исторической вины за судьбу этого народа. Скорее всего, и прошедший цикл войн на Ближнем Востоке оставит курдов снова один на один со своими национальными проблемами и своими традиционными соседями по Ираку и вне его. Предстоящий скорый вывод американских войск, отсутствие международных гарантий демократизации и федерализации Ирака, которые даже не обсуждаются сейчас, - все это будет означать начало процесссов «ливанизации Ирака». И проблема справедливого и точного распределения голосов между провинциями, важная сегодня, будет ничтожной.
Тем не менее, как всегда в политике, сегодняшняя борьба за места в будущем парламенте важна. Возможно, что благодаря ей удастся не допустить безграничного и главное монолитного доминирования шиитских сил в парламенте. Это даст еще несколько лет для того, чтобы попытаться создать федеративное устройство в Ираке, возможно, что и мировое сообщество, которое до сих пор не восстановило международные права Ирака в полном объеме, вспомнит о национальной судьбе курдов, но многое показывает, что впереди у курдов Ирака нелегкие годы.