Али Булач, «Тудей Заман»
Курдский вопрос в Турции зажат между теми, кто называет главу Рабочейпартии Курдистана (РПК) Абдуллу Оджалан "убийцей детей" или "главнымтеррористом Апо" и теми, кто предпочитает называть его "уважаемымАбдуллой Оджаланом." Обе группы используют эти наименования, опираясьна определенные основания.
Но есть простая истина, независимо от того, называть ли его главнымтеррористом или выдающимся человеком: влияние Оджалана на РПКпродолжается, вновь созданные курдские партии, как правило, учитываютего возможные реакции и значительная часть курдского населения, или, покрайней мере партия сторонников мира и демократии партия (БПР), спониманием относится к нему.
Как мы размышляем о курдской проблеме и путях ее решения наименееразрушительным образом, мы должны уделять самое пристальное вниманиефактору Оджалана. Что мы должны делать, независимо от нашихполитических взглядов и идеологий, это следовать социологическомуметоду, а именно различению между "сущим" и "должным". На наш взгляд,Оджалан может быть убийцей детей, который по праву заслуживает имениглавного террориста, но если около 40.000 боевиков РПК были убиты кнастоящему времени, и если РПК может еще существовать как вооруженная иактивная организация, если Оджалан является единственным влиятельнымчеловеком в этой организации, то нам придется выбирать между убийствомеще 40000 членов РПК и в то же время потерей еще пяти солдат илипринятием во внимание фактора Оджалана. Если лидер террористическойорганизации, который в настоящее время отбывает пожизненный сроктюремного заключения может изменить ход событий, одним кивком, не стоитигнорировать это, и более целесообразно думать о том вкладе, который он может внести в урегулирование вопроса. Я уверен, что некоторыегосударственные органы уже принимают во внимание этот фактор.Действительно, Оджалан подтвердил, что некоторые государственныечиновники намерены встретиться с ним в отношении некоторых"разведывательных вопросов". Тем не менее, этот процесс не имеетникакого прогресса, и вооруженные столкновения идут дальше и дети этойстраны продолжают умирать. Важно то, чтобы интеллигенция, котораяискренне относится к решению курдской проблемы, думала об этом факторехладнокровно.
Можно задаться вопросом: откуда проистекает власть Оджалана? Как онможет быть таким влиятельным? Почему курдские политики и интеллектуалыне могут овладеть достаточной властью над курдского движения? Этивопросы действительно заслуживают глубокого размышления.
Во-первых, мы должны подчеркнуть, что курдское движение в основномочень отличается от других сепаратистских движений во всем мире,особенно в Великобритании и Испании. В этих странах, это были"политические" организации, которые впервые появились с определеннымитребованиями автономии или отделения. Когда они не смогли добиться,чтобы их требования были приняты с помощью политического решения, онилибо начали вооруженную борьбу, либо сохранили политическую ивооруженную борьбу одновременно. В обоих случаях, вооруженное крылоэтих движений находилось под строгим контролем политического крыла ибоевики, которые прибегали к террору и насилию, всегда ориентировалисьна курс, которым действовали гражданские политики. Иными словами, вэтих сепаратистских движениях, политические партии или политическиедеятели, которые действуют в легальной сфере, будут находиться навершине пирамиды, в то время как вооруженные организации зависят отних. По этой причине, даже если в Великобритании или Испании проводятсекретные переговоры или переговоры с вооруженным крылом этих движений- по сути, они никогда не разрывали связи с ними – то они открытообращались к своим гражданским или политическим крыльям.
Однако, это не касается курдского движения. Вооруженная борьба впервыеначалась в 1984 году. Первый шаг РПК заключался в том, чтобы вычиститьвсе другие курдские движения и позволить существовать только темпартиям, которые будут действовать в установленных для них пределах.Вам это может не нравиться, но это правда.
Очевидно, нельзя ожидать, чтобы что государственные или общественныедеятели или политические партии говорили с Оджаланом открыто. Такобстоит дело с точки зрения политической реальности. Тем не менее, мытакже должны остановить кровопролитие. В рамках этого была создана БПР вместо ныне не существующей Партии демократического общества (ДТП).Это другая реальность. Вещи, которые могут быть обсуждены с БПР, невключают в себя сложение оружия, отправку вооруженных боевиков РПК запределы страны и остановку столкновений. БПР связана с политическимиаспектами этого вопроса. Оджалан, хотя и требует, чтобы с нимсвязывались всегда, в то же время признает, что "не следует проводитьконсультации обо всем" и что "с БПР [бывшая ДТП] могут проводитьсяконсультации." Это безусловно, должно быть принято во внимание.
Фактор Оджалана
1648 | 0 |