Брейи Х.Макгерк, Council on Foregn Relations
Последние новости, о том что суннитские кандидаты были сняты с предстоящих иракских выборов, сосредоточили внимание на голосовании 7 марта - решающих выборах нового правительства на период до конца 2014 г. В течение этого срока, большинство американских войск будут выведены домой и иракским правительством будет принято решение о типе отношений, какие оно хотело бы иметь с Соединенными Штатами. Будет ли Ирак продолжать укреплять свои связи с Западом? Сосредоточится ли на себе, опасаясь враждебных соседей и непостоянных союзников? Или он качнется к Востоку, укрепив отношения с Тегераном? Многое поставлено на карту, и Соединенным Штатам придется осторожно маневрировать, поддерживая, но не открыто вмешиваясь в голосование, формирование кабинета, а затем нового иракского правительства.
Нынешний кризис
Ирак находится в центре политической бури после того, как 511 кандидатов были сняты с выборов по причине предполагаемых связей с свергнутой партией Баас. Недавние передовицы и редакционные статьи в Washington Post и New York Times призывают к прямому вмешательству США. Но слишком откровенный ответ может иметь неприятные последствия. Решать это - дело иракцев, а Соединенным Штатам лучше помогать из-за кулис.
Давайте сначала четко представлять себе, что происходит. Решение о запрете кандидатов, проистекает не из Багдада, но из Тегерана, это шаг, который стал привычным. Посреди ночи, к удивлению большинства иракцев, из нитокуда явилось решение, которое наклонило чашу весов в сторону поддерживаемых Ираном кандидатов. Иран делал это неоднократно на протяжении многих лет, особенно в ходе переговоров по соглашению об обеспечении в 2008 году и потенциальному референдуму по этому соглашению в этом году. Рука Ирана также действовала в первой половине 2006 года, когда поддерживаемые им кандидаты отказались пойти на попятную и Ирак в течение шести месяцев оставался без правительства.
Неясный комитет (Комиссия по подотчетности и правосудию), который принял это решение о запрете преимущественно суннитских и светского толка кандидатов включает крайниих шиитских политиков с прямыми связями с Тегераном, в том числе Ахмеда Чалаби, который с 2003 года превратил процесс дебаасификации в охоту на ведьм, распалявшую суннитских повстанцев. Хотят ли реализации такого решения лидеры, как премьер-министр Нури аль-Малики (шиит) или президент Джалал Талабани (курд)? Наверное, нет. Но они не могут сказать это публично - не в год выборов. Выступление на слабой стороне партии Баас, особенно для кандидата-шиита, это верный путь к избирательному поражению.
Иракцы знают, что есть проблемы, и они работают над ее решением. Соединенные Штаты могут применить давление за закрытыми дверями, ясно дав понять, что выборы при этих обстоятельствах не будут рассматриваться как законные со стороны Соединенных Штатов, ООН или кого-либо еще. Соединенные Штаты могут также способствовать развитию творческого решения по поводу внезапного указа.. Но открытое давление приведет лишь к расширению трещины, которую Тегеран пытается создать вокруг лидеров, которые не разделяют его программы. Ни один иракец не может сохранить внутреннее доверие, если он открыто уступит требованиям Вашингтона. Умная сила в данном случае является тихой властью.
Что дальше?
После разрешения последнего кризиса, может возникнуть еще несколько более крупных. Такова природа Ирака. Но выборы 7 марта все-таки состоятся, и их состав удивительно разнообразен. В целом, существует пять основных союзов:
1. Иракский национальный альянс (INA). Это в основном конгломерат шиитов, возглавляемых Высшим исламским советом Ирака (ВСИ), и сторонниками ас-Садра. Он включает также некоторых суннитов, но это по существу тот же состав, который выиграл последние общенациональные выборы в Ираке в декабре 2005 года. Ведущие члены - Ибрагим аль-Джафари (Дава), Адил Абд аль-Махди (ВСИ), Муваффак Рубаи (независимые шииты), Ахмед Чалаби. Эти четыре являются вероятными кандидатами на пост премьер-министра в случае, если INA получит самую большую долю голосов 7 марта.
2. Альянс Правового государства (Сола). В начале этого года премьер-министр Ирака Нури Малики откололся от основного альянса шиитов и сформировал свою собственную коалицию, Сола. Это та же коалиция, которая преобладала в местных выборах в январе 2009 года. Основываясь на этих результатах, аль-Малики считает, что он уловил настроения иракских избирателей, стремящихся к безопасности и национализму. Но платформа безопасности может окзаться пустой в свете последних массированных атак в центре Багдада.
3. Альянс Иракского единства. Министр внутренних дел Джавад аль-Болани (независимые шииты) образовал эту коалицию, чтобы конкурировать на аналогичной платформе с Малики: национализм, а не сектантство, и безопасность. Он собрал широкий список, с значительным представительством суннитов (в том числе главу суннитского религиозного наследия, и главу Советов Пробуждения провинции Анбар). Неясно, однако, может ли конкурировать Болани с основными партиями.
4. Иракское национальное движение. Во главе с бывшим премьер-министром Иядом Аллави (независимый шиит), этот союз включает в себя жестких суннитских арабских политических лидеров, таких как Салех Мутлак, вице-президент Тарик Хашими, и Усама Наджафи (брат нового губернатора Мосула), а также умеренных суннитов, таких как заместитель премьер-министра Рафи Иссави. Это впечатляющий список, но они претендуют на тот же электорат, что и Болани и Малики - и все три списка уравновешивают друг друга.
5. Курдская коалиция. Возглавляемая двумя основными курдскими партиями (ПСК и ДПК), это тот же самый Курдский альянс, который конкурировал на выборах в 2005 году. Курдская политика с тех пор изменилась совсем немного, но соперник, отколовшийся от ПСК (именуемый Партия Перемен) не присоединился к основной курдской коалиции. Этот список показывает, что старая гвардия еще находится у власти в Курдистане.
Кто победит?
Ключевой вопрос, будет ли новое правительство представлять все основные общины внутри Ирака, в состоянии ли оно продолжать модернизацию сил безопасности Ирака и инфраструктуры, а также будет ли оно другом Соединенных Штатов. То, что произойдет после 7 марта, в этой связи, может определить окончательный исход войны.
Никто не знает. Это делает выборы такими интересными. На Большом Ближнем Востоке, Ирак является единственным местом, где мы не имеем понятия, кто будет руководить правительством спустя шесть месяцев.
Ключевой вопрос заключается не столько, в том, кто победит на выборах, сколько в том, каково будет правительство. Вопрос в назначении премьер-министра, которое, согласно Конституции, есть приз "крупнейшему парламентскому блоку". В 2006 году это понималось как блок с наибольшим числом голосов на выборах, а не блок, сформировавшийс после выборов путем ряда союзов.
Ключевые вопросы, будет ли новое правительство представлять все основные общины внутри Ирака, в состоянии ли она окажется продолжать модернизацию сил безопасности Ирака и инфраструктуру, а также будет ли оно являться другом Соединенных Штатов. ... То, что произойдет после 7 марта, в этой связи, может определить окончательный исход войны.
Так кто же выиграет наибольшее количество голосов?
Основная ставка на INA или СОЛА. INA объединяет два известных, хотя и соперничающих, имени (Хаким и Садра) с мечетью и организационной сетью на всей территории южных провинций. Малики и СОЛА несут сообщение национального едиснва и силы, которые победили в местных выборах год назад. Но год назад, Садр и ВСИ действовали несогласовано (как сейчас в ИНА), и в Ираке не было пострадавших от ряда громких нападений и терактов. Даже если эти нападения повредили Малики, однако, неясно, как INA - элементы, которой по-прежнему обвиняются в ужасных насилиях в 2006 году - сможет извлечь из этого выгоду.
У курдов есть некоторый шанс, если другие блоки уравновесят друг друга и пострадают от раскола голосов. Такой результат маловероятен - курды остаются, самое большее, 20 процентами населения Ирака - но курды сохранят свою знакомую роль как "делатели королей". Никакое правительство не может сформироваться без них.
Также маловероятно, что другие блоки - во главе с Аллави, Болани, или блоком суннитов (Тавафук) - могут конкурировать с INA или SOLA за большинство голосов. Если бы эти блоки нашли способ отложить личную конкуренцию и взяли единый билет, то это была бы безжалостная сила. Но это не случалось, и три списка могут пострадать от подобной конуренции за одни и те же голоса. Это, иронически, открывает дверь для преобладания Малики и ИНА, что эти блоки хотят предовтратить.
Что ожидать
Формирование правительства будет длительным и спорным делом, но со временем - месяцы, а не недели - должно появиться достаточно представительное правительство. ООН может помочь гарантировать, что иракцы сформируют компетентное правительство, но не решить все нерешенные вопросы (такие, как нефть и Киркук) через торговлю местами в кабинете. Эти проблемы в ходе процесса могут безнадежно усложнить его.
Помехи остаются с аль-Каидой и Ираном. Перввая, вероятно, вернется к своему сценарию с 2006 года и организует проведение громких нападений и терактов. Последний будет и впредь стремиться к впечатлению, что он является незаменимым актором в Ираке - с применением угроз и взяток для обеспечения, чтобы кандидаты склонили к нему свои симпатии. Но Ирак 2010 года не является Ираком 2006 года, и прямое вмешательство может прнести непредвиденные последствия и потенциальную реакцию.
Существует урок также и для Соединенных Штатов. Соединенные Штаты должны быть осторожны, чтобы не вторгаться в чувство национального суверенитета, которое начало формироваться в Ираке в течение последних двух лет. Иракцы будут работать большей частью сами на себя (как это и должно), и США должны играть вспомогательную роль, помогая, когда их просят, из-за кулис, но в целом оставаться в стороне от борьбы - иначе мы лишь разобьем свой собственный нос.
Глядя на приз
Несмотря на все ошибки и неудачи с 2003 года, сейчас существует реальный потенциал, чтобы Ирак превратился в проводника стабильности на Большом Ближнем Востоке. Ключевые вопросы, будет ли новое правительство представляет всех основные общины внутри Ирака, в состоянии ли оно продолжать модернизацию сил безопасности Ирака и инфраструктуры, а также является ли оно другом Соединенных Штатов, обеспечат возможность работать с этой страной после того, как будет законечно сокращение численности вооруженных сил США и полагать, что партнерство в области безопасности, переживет 2011 год. То, что произойдет после 7 марта, в этой связи, может определить окончательный исход войны.
Иракские выборы: политическое сотрясение?
2140 | 0 |