Хавар Али Британский генеральный консул в Эрбиле, Джереми Макди, беседовал с "Рудав" о выборах в Ираке и курдской политической ситуации. Он верит, что ПСК и ДПК создали условия, при которых Горан смог прийти из ниоткуда и выиграть 25 мест в парламенте Курдистана.
В.:Процесс выборов в Ираке и Курдистанском регионе таков же, что и на Западе?
Дж.М.: В марте народ Ирака получит возможность отвергнуть терроризм, подтвердить свою приверженность демократии и принять решение о направлении развития страны на ближайшие 5 лет. Люди Запада (а также юга, севера и востока) естественно рады тому, что иракцы, после долгих лет диктатуры сейчас имеют выбор и возможность осуществить свое право свободно голосовать.
В.:Какова роль Британии в ходе этих выборов?
Дж.М.:Как и все члены Совета Безопасности ООН, Великобритания является одним из основных вкладчиков в работе ООН и ее учреждений, включая МООНСИ, которая будет оказывать поддержку избирательному процессу в материально-технической и профессиональной подготовке. Великобритания и наши партнеры по ЕС, будут наблюдателями процедуры выборов.
В.:Вы как британское консульство выслушаете списки, которые считают, что столкнулись с нарушениями?
Дж.М.:Конечно, мы заинтересованы во всех заявлениях о нарушениях в процессе выборов. Они помогают нам сформировать общее мнение о руководстве выборами. Однако любая партия, которая считает, что она стала жертвой манипуляции результатами выборов должна, в первую очередь, жаловаться в IHEC.
В.:Эти выборы рассматриваются в качестве очень важных выборов для КРГ и Ирака в целом; как Вы думаете, эти выборы приведут к изменению национального и религиозного характера власти в Ираке?
Дж.М.:Я думаю, признаком новой демократии, которая существует в Ираке, является то, что никто не может быть уверен в результатах выборов. Я надеюсь, что любые изменения результатов голосования в следующем месяце правильно представят пожелания иракского народа. Наиболее успешно выигрывают выборы с помощью убедительных аргументов по ключевым вопросам, а не разделения электората.
В.:Великобритания исторически имеет большой опыт в Ираке. Как Вы думаете, вопрос о спорных районах будет решен? Что может сделать Великобритания, чтобы была реализована статья 140?
Дж.М.:Я надеюсь, вопрос о спорных территориях может быть решен. Не дело Великобритании навязывать решение народу Ирака, равно как и не дело ООН. ООН предложила различные пути продвижения вперед по этому сложному вопросу, но иракскому народу самому решать, что приемлемо для него. Перепись населения и референдум, в некотором смысле, играют ключевую роль в поиске лучшего и справедливого решения
В.:В последней курдской избирательной кампании было очень много насилия, особенно в Сулеймании. Как Вы думаете, это повторится?
Дж.М.:Замечательная вещь в демократии - это то, что нет необходимости бороться с результатами. Через несколько лет будет еще один шанс изменить политический пейзаж с помощью лучших идей и лучших аргументов и более убедительных кандидатов. Я надеюсь, что те, кто считают, что они проиграли на этот раз, возьмутся за дело с новыми силами в следующий раз и будут надеяться, что настанет их очередь победить.
В.:Движение "Горран" на последних выборах удивило многих людей и получило много голосов, как Вы считаете, смогут они вновь получить много голосов?
Дж.М.:Как я уже сказал выше, очень трудно сказать. Мы точно узнаем это только после подсчета голосов. Есть много факторов, которые могли бы повлиять на окончательный результат. Даже не все избиратели определились, как они будут голосовать 7 марта.
В.:На этот раз курдские политические партии будут иметь несколько различных списков. Как Вы думаете, это окажет негативное влияние на курдские власти и достижения?
Дж.М.:Курды на этот раз будут иметь меньше мест в Национальном парламенте. Это, несомненно, повлияет на курдское влияние в Багдаде. Но если перепись, которая запланирована на октябрь 2010 года произойдет, курды могут в будущем получить больше мест и больший бюджет. Перепись также обеспечит демографическую информацию, необходимую для поддержки всех курдов и планирования национального развития на ближайшие десять лет.
В.:Видите ли Вы разницу между политическими целями курдских политических партий в Багдаде?
Дж.М.:Я думаю, что все депутаты, которые едут в Багдад, осознают тот факт, что их обязательства связаны с решениями, которые влияют на всю страну. Действительно, некоторых важные вопросы, стоящие перед иракским парламентом, не могут повлиять на Курдистан напрямую. Вместе с тем, как говорят многие, я думаю, что есть надежда, что все курдские депутаты будут действовать сообща в целях содействия решению этих вопросов - прежде всего, будущего Киркука, выплаты заработной платы пешмерга, эффективному закону об углеводородах и соглашению о распределении доходов.
В.:Как человек, который живет в Курдистане в качестве дипломата - как считаете, каковы положительные и отрицательные последствия последних курдских выборов?
Дж.М.:Международное сообщество согласилось, что, несмотря на некоторые недостатки, итоги региональных выборов в целом отражают желание курдского народа. Это важный результат, который не следует недооценивать. Мы все были рады, что спецслужбы сделали такую эффективную работу в защиту избирателей и избирательных участков в день выборов. Как ни парадоксально, тот факт, что было избрано так много женщин, является как весьма позитивным, так и весьма негативным. Такое стало возможным благодаря голосованию по закрытым спискам. Однако, если бы выборы были проведены с использованием открытого списка, как это будет на следующих всеобщих выборах, то, может быть, было бы избрано меньше женщин, но по крайней мере, избиратели смогли бы определить своих представителей и возложить на них ответственность за политический успех или неудачу во время действия следующего парламента. Это, в свою очередь, позволяет избирателям избавиться от неэффективных депутатов, которые, в конце концов, содержатся на государственные деньги.
В.:Как вы думаете, эти выборы приведут к расколу между ДПК и ПСК как двумя равными силами в Курдистане, в связи с тем что ПСК потеряет свои голоса из-за движения Горран?
Дж.М.:Мы все ждем 8 марта (или даже позже), чтобы услышать результат. Только тогда мы будем иметь представление о том, кому ушли голоса, кто разочарован, а кто нет. Я думаю, это заслуга ПСК и ДПК, что они создали условия, в которых Горран, недостаточно финансируемая партия, укомплектованная добровольцами, может прийти из ниоткуда и выиграть 25 мест в парламенте Курдистана. Успех для одних и разочарование для других - неизбежный результат демократической системы.