Вадим Макаренко, Kurdistan.ru
Насколько ситуация была бы проще, если Айяд Алави или кто-то из его суннитских союзников стоял бы во главе суннитской автономии, а не ставил бы все на победу в борьбе за лидерство в федеральной власти, которая в Ираке должна быть ограничена. Правда, вряд ли он мог бы оказаться во главе суннитского региона. Аналогичная ситуация могла бы иметь место и в шиитских провинциях, там вместо 10 провинций могло бы существовать 3-4 региона, что позволило бы создать устройство, вполне учитывающее местные условия. Для Аллави, какой бы результат он ни показал, не может принести итоговую победу. Он фактически борется не с шиитами, а с Малики.
Сейчас похоже, что Аллави (90 мест) и Малики (88 мест) придут к финишу ноздря в ноздрю. Это прогноз Рейдара Виссера из Норвегии, который отслеживает все изменения в динамике голосования в Ираке.
Маленький разрыв на финише будет означать высокую конфликтность и крайнюю обиду того, кто проиграет, а кто-то проиграет. Ирак не США, где сомнительных горстка голосов в штате родного брата, которая определила первую победу на выборах Джорджа Буша-младшего, может быть пропущена как пощечина по одной щеке в ожидании второй, которая тоже была отпущена, когда Буш победил Гора. И эта столь же обидная пощечина была стоически перенесена демократами. США пережили это, но даже для них это было слишком. Долгожданная победа Барака Обамы (при двух новациях в избирательной кампании демократов) принесла не столько ему, сколько демократам еще одну (кроме той первой «за климат», что смягчила «боль» А. Гору) нобелевскую премию больше за терпение, чем за какие-нибудь другие заслуги.
Даже если Айяд эль-Аллави из-за дробления голосов в шиитских провинциях окажется все же первым, у него нет шансов сформировать правительство. Но, к сожалению, решать это будут не курды, а садристы в «Иракском национальном альянсе». Победа Аллави в гонке будет означать не поражение шиитских коалиций, а поражение Нури эль-Малики, который, получится, пренебрег шиитским конфессиональным единством ради собственного лидерства и подставил интересы шиитской общины в Ираке, еще достаточно не защищенные под угрозу удара. Естественно, что если Малики окажется на втором месте, то формирование правящей коалиции перейдет через ход или, в крайнем случае, через два к весьма одиозным фигурам в шиитской религиозной коалиции («Иракском национальном альянсе» номинально Аммара Эль-Хакима, но реально по результатам выборов лидером этого избирательного блока является Муктада эс-Садр). Прогноз дает шиитам 157 голосов при необходимости иметь 163 голоса для формирования правительства. Это еще не конечные, а предполагаемые (расчетные, прогнозируемые) цифры, поэтому сейчас коалиции ведут переговоры с потенциальными союзниками. Но поскольку сейчас не надо будет квалифицированного большинства (т.е. 2/3 голосов для формирования правительства), то правительственную коалицию можно будет сформировать практически на базе исключительно шиитских партий.
Курдам предстоят нелегкие времена
К сожалению, расклад сил на федеральном уровне складывается не в пользу курдов, которым в следующие пять лет предстоит не простая задача – защищать свою автономию, чтобы она не осталась только на словах. Возможно, что даже не благоприятное правление Нури эль-Малики будет вспоминаться как весьма комфортное. Выборы в Киркуке показывают, что курдам надо быть готовыми к любому подвоху. Даже референдум в нынешних условиях не панацея для Киркука. Есть несколько причин. Первая – главный противник курдов в Киркуке альянс Айяда Аллави, а Киркук - главный вопрос с которым курды идут на выборы. Пока результаты в Киркуке настораживают Эрбиль: возможно, что был сделан мощный вброс бюллетеней в арабской части Киркука. Это может привести к тому, что выборы в Киркуке объявят несостоявшимися. В этом может быть заинтересована и шиитская коалиция, поскольку в этом случае не только курды недополучат солидное число голосов, но и коалиция Айяда Аллави получит меньше. А главное в парламенте Ирака без мест Киркука (12) у шиитов будет чистое конфессиональное большинство (поскольку общее число реально избранных депутатов тогда уменьшится с 325 до 313, а число шиитских депутатов останется прежним - 157).
Кроме того, курдов, идущих на выборы несколькими списками, можно будет и расколоть, растащить по разным лагерям, т.е. заключить союз с небольшим формирование курдской партии (небольшого числа голосов может оказаться достаточным), а не с представителями правящих ДПК и ПСК. Отсутствие единства (пока слышны только призывы выступать единым фронтом в Багдаде) – сильный удар по позициям курдов на федеральном уровне. В Курдистане еще не решена главная задача – национальное строительство, а поэтому есть угроза отката с завоеванных позиций.
Плохо или хуже
Шиитская коалиция, а именно она, в конечном итоге, сформирует правительство, будет иметь практически большинство в парламенте. Конечно, имея мощную оппозиционную группировку – блок Аллави, шииты, скорее всего, предложат партнерство курдским партиям, но вряд ли на хороших условиях, поскольку тон будут, хотя и скрытно, задавать садристы, настроенные против курдов и против федерализации страны.
Точкой формирования компромисса курдов и шиитов может стать соглашение по посту президента Ирака, поскольку есть формальные причины, позволяющие отдать этот пост курдам, а не суннитам, что было бы шагом к повышению степени турбулентности политической системы.
Кроме того, основной упор в следующий период у власти шииты будут делать на противостоянии суннитским силам, что повысит их заинтересованность в курдах. У «Альянса Курдистана» не будет большого выбора, как поддержать шиитов, что обещает достаточно консервативную политику.
Эти выборы показали, что нынешняя система голосования крайне неблагоприятна для мелких партий. Они при мажоритарной системе голосования практически потеряли все свои места в пользу крупных партий. Удержались только те партии, которые имеют свою «локальную зону влияния», подобную той, что есть у «Горран» в Сулеймании. Это, кстати, лишний раз показывает, что это не новая, а территориальная партия, обретшая свою изначальную самостоятельность.
Осознают ли сунниты необходимость для себя собственной автономии?
По идее, сунниты после этих выборов должны будут осознать, что у них нет шанса возглавить политическую структуру страны. Возможно, что это подтолкнет их к строительству своей автономии, где можно было бы укрыться, в том числе и от последнего поворота – дебаасизации. Есть у них и свои военные формирования, численность которых, например, в провинции Киркук более 9 тысяч человек. Но они фактически должны быть влиты в иракские вооруженные силы.
Потери на выборах партии эль-Хакима – Исламский высший совет в Ираке - также указывают на ее локальный характер и на то, что затягивание с автономизацией может сделать ее совсем маргинальной.
Но, если Нури эль-Малики все же победит на выборах (это вполне вероятно) и получит мандат на формирование правительства, это сильно модернизирует политическую систему страны. Его основным союзником будет, естественно, шиитский «Иракский национальный альянс». В этом случае возникнет и весьма укрепится общеиракская партия власти («партия иракской нефти»), что также важно и что не так уж просто (нам стоит только вспомнить, как долго российские партии власти, например, «Наш дом Россия», не могли добиться доминирования). Кстати, возможность примкнуть к партии власти может соблазнить и некоторых курдов, которые будут при этом рьяно доказывать, что линии ДПК и ПСК слишком замкнуты на обособление региона.
Политически линия Малики будет с самого начала более агрессивной, чем блока «Иракский национальный альянс» и чем его собственная линия в предыдущий период. Он может рискнуть иметь небольшое большинство в парламенте, что означает, что правительство будет меньше союзников, но зато оно окажется более монолитным. Пока Малики зондирует позицию курдов, хотя все будет зависеть от числа голосов, которые он получит. Малики может пойти и на то, что пост президента окажется у суннитов. Кроме того, у них с Аллави есть общие стремления: к дефедерализации и усилении власти центрального, федерального правительства. Т.е. в случае принципиальных голосований при решении конституционных вопросов (против курдов), он сможет рассчитывать на голоса суннитов, которые никак не осознают свои национальные интересы.