12 апреля исполняется 80 лет со дня рождения выдающегося курдоведа доктора исторических наук, профессора, академика Национальной академии наук Армении Шакро Худоевича Мгои.
Он родился в известном на весь курдский мир селе Алагяз, в Армении. В 1948 г. после окончания школы поступил на исторический факультет Ереванского педагогического института. В 1952 г., получив диплом историка, стал работать учителем истории в школе в родном селе. В начале 1955 г., после возобновления издания курдской газеты «Рия Таза» (ее выпуск был приостановлен в 1938 г.), Ш.Мгои стал заведующим отделом газеты, а в 1956 г. был назначен заместителем главного редактора.
В 1960 г., оставив работу в газете, он поступил на работу в группу курдоведения Института востоковедения Академии наук Армении, где в 1963 г. защитил диссертацию на соискание уч¸ной степени кандидата исторических наук (PhD) по теме: «Курдское национально-освободительное движение в Ираке после второй мировой войны». В 1978 г. в Институте востоковедения Академии наук СССР защитил докторскую диссертацию (Doctor of Sciences, Dr. Hab.) по теме «Проблема национальной автономии курдского народа в Иракской Республике». В 1981–1994 гг. являлся заведующим отделом курдоведения Института востоковедения Академии наук Армении. В 1985 г. получил звание профессора. В 1990 г. избран членом-корреспондентом, а в 1996 г. академиком Национальной академии наук Армении по специальности «курдоведение». С 1968 по 1994 г., наряду с работой в Академии наук, был лектором факультета востоковедения Ереванского государственного университета, где читал курс лекций по истории Курдистана и арабских стран. Фактически Шакро Худоевичем Мгои впервые была составлена программа преподавания по истории курдского народа с древнейших времен до современности, для высших учебных заведений. В 1994 г. в Москве основал и возглавил Центр курдских исследований. Центром курдских исследований под руководством Ш. Х. Мгои издано 14 книг по курдоведению, в том числе коллективный фундаментальный труд «История Курдистана», ставший первой попыткой целостного изложения истории курдского народа на академическом уровне. Одним из авторов и редакторов этого труда был академик Ш.Х.Мгои. Подготовку этой книги он задумал еще, читая курс истории Курдистана в Ереванском государственном университете. В 1999 г. его задумка осуществилась, и в Москве была издана «История Курдистана».
Центром опубликованы, в частности, также «Историко-диалектологическая грамматика курдского языка», «Курдский диалект заза», «Шараф-хан Битлиси – жизнь, деятельность и мировоззрение» и другие монографии.
Внимание академика Ш. Х. Мгои привлекали кардинальные вопросы процесса и этапов курдского национального движения, идеологическая основа данного движения, значение ислама в истории курдов, причины и характер межкурдских противоречий, роль международного фактора в процессе освободительной борьбы в Курдистане и другие важнейшие проблемы.
Обладая огромным международным авторитетом, Ш. Х. Мгои постоянно участвовал в работе посвященных курдской проблеме конференциях в Париже, Берлине, Вашингтоне, Стокгольме, Москве и других крупных научных центрах. С 2002 г. являлся также ведущим научным сотрудником Института востоковедения Российской академии наук
Таким образом, Ш.Х. Мгои практически на протяжении полувека лет вел активную научную работу по курдоведению, став авторов научных трудов высокого уровня. Многолетняя деятельность на ниве курдоведения принесла ему славу одного из наиболее авторитетных (а, может быть, и самого авторитетного) специалиста по Иракскому Курдистану. В его трудах исследовались почти все аспекты проблем Иракского Курдистана, курдского национально-освободительного движения в Ираке, а также Мосульского вилайета Османского империи.
Научное наследие Ш.Мгои очень обширно. И вряд ли в рамках какой-либо статьи возможно охватить его. Поэтому целью настоящей статьи является желание осветить лишь некоторые моменты обширного наследия этого выдающегося курдоведа.
С 60-х годов Ш.Х. Мгои стал активно публиковать статьи по Иракскому Курдистану. Практически им были охвачены все аспекты проблем Иракского Курдистана: национально-освободительная борьба, как в исторической ретроспективе, так и тех лет, очевидцем которых являлся Ш.Х.Мгои, международный аспект, аграрные проблемы, военные вопросы и т.д.
Крупнейшим вкладом в советское курдоведение была монография «Проблема национальной автономии курдского народа в Иракской Республике (1958 – 1970 гг.)», изданная в 1977 г. в Ереване в издательстве Академии наук Армении [2]. Как известно, Ш.Х. Мгои планировал представить ее на соискание уч¸ной степени доктора исторических наук. Он мог сделать это в Институте востоковедения Академии наук Армении, где и работал и пользовался большим уважением. Однако, поскольку тема была проблемной, руководство Института посоветовало ему представить ее на защиту в Институт востоковедения Академии наук СССР (в Москве), что и он прекрасно понимал. Необходимо учитывать временной контекст.
Как известно, 9 апреля 1972 г. во время нахождения с официальным визитом в Иракской Республике Председателя Совета министров СССР члена политбюро ЦК КПСС А.Н. Косыгина был подписан между СССР и Ираком был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве. Ирак стал одним из важнейших союзников СССР в регионе, были установлены тесные политические контакты между двумя странами, серьезно увеличились объемы экономического сотрудничества. Между КПСС и Баас были установлены тесные контакты по партийной линии. СССР уже было не до курдов. Спустя 3 года после подписания соглашения курдское национально-освободительное движение оказалось в глубоком кризисе. Из-за союзнических отношений между СССР и Ираком тема Иракского Курдистана, мягко говоря, не была популярной.
Итак, монография Ш.Х. Мгои в 1977 г. была издана и вскоре представлена на защиту в Институт востоковедения СССР. В ИВ АН работа пролежала около полутора лет, прежде чем Ш.Х. Мгои был допущен к защите. Если первые три главы практически не вызывали возражений, поскольку касались «антиимпериалистической революции 1958 г.» и политики правительства Касема, то последующие три главы были очень острыми в политическом отношении. Это касается, например, Главы IV о курдской проблеме в «период правления баасистского правоэкстремистского режима» в 1963 году. Он писал о депортации курдского населения и т.д.
Таким образом, монография Ш.Х. Мгои, и тем более ее защита в качестве докторской диссертации в главном востоковедческом центре СССР в то время являлась своеобразным подвигом. Впоследствии Шакро Худоевичу Мгои представители курдского национально-освободительного движения в Иракском Курдистане рассказывали, что эта книга кусками переводилась на курдский язык и распространялась в горах Курдистана, поддерживая участников освободительной борьбы. Примечательно, что многие в Иракском Курдистане после издания и защиты этой монографии думали, что у Ш.Х.Мгои имеется большая поддержка в высоких инстанциях СССР. Между тем это было плодом его тяжелого труда, упорства и веры в свою правоту.
Большим вкладом в советское и мировое курдоведение стала монография Ш.Х.Мгои «Курдский национальный вопрос в Ираке в новейшее время». (М.: «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1991, 324 с.), в которой комплексно исследована национально-освободительная борьба в Южном Курдистане с периода первой мировой войны до середины 70-х годов. В этой монографии Ш.Х. Мгои, в частности, писал, что «террор и репрессии в Курдистане в 1975-м и последующем годах носили, по существу, тотальный характер. Ликвидировав вооруженное курдское движение, иракские власти расправились не только с правыми элементами, но и с теми курдскими национальными силами, которые, по их мнению, представляли опасность для правящего режима в дальнейшем. Началось массовое переселение курдов из Курдистана в различные отдаленные арабские районы Ирака…» Поскольку позиция социалистических стран, тесно сотрудничавших с баасистским режимом, была общеизвестна, Ш.Х.Мгои, отдельно не касался этой темы, сосредоточившись на мерах баасистов, объявивших себя «противником расизма, колониализма и национального угнетения» (об этом твердили и социалистические страны), в отношении и курдов. Он доказывал, что на самом деле баасистский режим выселял курдов из Курдистана, осуществляя в отношении курдов массовый террор, налаживал отношения с бывшими союзниками Ирака по Багдадскому пакту (Ираном и Турцией), показывал «жестокий и антидемократический характер» политики баасистов.
Он отмечал и неоправданность союза с Иракской компартии с БААС, которая окрепнув с 1976 г. начала кампанию и против коммунистов.
«История борьбы курдов за национально-демократические права убедительно доказала, что все попытки насильственного решения курдской проблемы обречены на провал. Размах курдского национально-демократического движения, его организованность, провозглашенные цели и задачи… дают основание для утвердительного ответа на вопрос о благоприятном исходе национальной борьбы курдов в Ираке и в целом…», - писал Ш.Х.Мгои. Даже в самые тяжелые для национально-освободительного движения периоды Ш.Х.Мгои не переставал верить в успех курдского движения, изучая и показывая его.
Мгои верно отмечал, что хотя баасисты и пошли на переговоры с курдами и объявили автономию, это носило тактический характер, и они продолжало придерживаться позиции насильственного решения курдского вопроса. Отведение четырехлетнего срока на подготовку указанного закона было направлено как раз на подготовку к новой войне против курдов и наращивание сил, особенно после 1972 г., когда Ирак получил от СССР и социалистических стран значительное количество вооружений.
Особую роль в своих трудах Ш.Х.Мгои уделял преступлениям баасистского режима в отношении курдов, в частности, применению химического оружия в Халабдже и других районах Иракского Курдистана против мирных жителей.
Большое внимание Ш.Х. Мгои уделял и различным международным аспектам курдской проблемы в Ираке, как в своих монографиях, так и в отдельных статьях. Так, он особенно выделял политику Турции в отношении курдской проблемы Ираке. Его работы, написанные 40 лет назад, не только не потеряли своей актуальности и сегодня, но и стали образцов блестящего анализа. В статье «Турция и проблема курдской национальной автономии в Ираке» (1970) он отмечал взаимосвязанность курдской проблемы в каждой из стран, разделивших Курдистан, и писал, что турецкими правящими кругами движение курдов в Ираке не рассматривается лишь как внутреннее дело этой страны, ибо каждое национальное выступление курдов находит широкий отклик во всех частях Курдистана. В этой статье рассматривались и проблемы курдов Турции, была показана шовинистическая политика турецких властей. Мгои верно указывал, что с одной стороны Турция отрицала существование курдов, с другой, курдская проблема становилась предметом обсуждения государственных органов страны. Турция активно взаимодействовала с иракскими властями в борьбе с курдскими повстанцами, опасаясь обострения курдской проблемы в Турции.
Говоря о курдской проблеме в Турции, Ш.Х.Мгои отмечал, что во время прибытия в Диярбакыр президента Турции Гюрселя в городе был вывешен плакат: «Плюйте в лицо каждому, кто назовет вас курдом», и писал: «Таково ныне положение курдского народа в Турции». «Однако, - приводил Ш.Х.Мгои, - слова одного из курдских лидеров, «было бы наивно думать, что так будет продолжаться всегда».
Ш.Х.Мгои курдский вопрос рассматривал всегда комплексно, считая, что, хотя в различных странах курдская проблема имеет специфику и связана с конкретными условиями данного государства, это не исключает внутренне единый характер курдской проблемы в целом.
Создание после войны в Персидском заливе и восстания курдов «Свободного Курдистана» Ш.Х.Мгои оценивал в качестве нового этапа национально-освободительного движения в Южном Курдистане. В 1993 г. он в составе делегации советских курдоведов посетил Иракский Курдистан, приняв участие в съезде ДПК. Следует учитывать, что в то время Южный Курдистан переживал двойную блокаду.
Он сильно переживал в связи с междоусобной войной в Иракском Курдистане в 90-х годах, воспринимая это в качестве личной трагедии. Ш.Х.Мгои неоднократно обращался к лидерам Курдистана с призывом и просьбами прекратить конфликт и сесть за стол переговоров.
Ш.Х.Мгои очень переживал и уменьшение влияния России в Курдистане, регулярно обращал внимание российских властей и общественности к ситуации в Курдистане, считая, что Россия, как великая держава, не может оставаться безучастной к Курдистану, имеющему важное геополитическое значение в регионе Ближнего и Среднего Востока. Вместе с тем он неоднократно обращался к властям Курдистана направить в Москву единого представителя Регионально правительства. Между тем, как известно, ДПК и ПСК уже договорились направить в некоторые страны представителей РегПК, в т.ч. даже в такие страны, как Бельгия и Австралия, но даже не рассматривают это в отношении Москвы. Он лично переживал и упадок курдоведения в странах бывшего СССР, в особенности в России.
В различных своих работах Ш.Х.Мгои обращал внимание на необходимость единства между курдскими политическими силами. Приведем одну примечательную цитату Ш.Х.Мгои: «…сколь бы не были остры разногласия и противоборство между РПК и ДПК они являются фактическими союзниками по общенациональной борьбе. Примечательно, что противники курдского национально движения свои антикурдские планы строят на том, что ДПК и РПК являются фактическими союзниками, и они в этом правы, в вот неправы те в руководстве этих партий, кто видит в другой партии соперника, и тем хуже, врага. …ослабление и тем более поражение одной курдской национальной партии приведет не к усилению позиции противоборствующей партии, а наоборот, к е¸ ослаблению». Далее он продолжал: «…в сложившихся условиях поддержка процессу суверенизации Южного Курдистана – императив времени. Это общенациональный долг каждой национальной партии». «Первейшее условие благоприятного исхода нынешнего положения и грядущих перемен для курдского национального движения – это прекращение соперничества курдских партий и согласованные действия во имя достижения общенациональных целей».
В своих работах Ш.Х.Мгои обращал внимание на роль ислама в национально- освободительном движении Курдистана. Так, в «Исламизм и курдское национальное движение» он рассматривал проблемы исламского фундаментализма в Курдистане на современном этапе. Показана роль ислама в судьбах курдского народа.
Вот уже три года обсуждается вопрос присвоения имени Ш.Х.Мгои школе, которую он закончил и где начинал свой трудовой путь. В настоящее время эта школа носит имя одного из большевиков. Вместе с тем, нам представляется, что увековечение имени выдающегося курдоведа уже могло бы состояться в Южном Курдистане, которому Ш.Х.Мгои посвятил три четверти своей жизни. Думаем, что его именем необходимо назвать какое-то научное или учебное учреждение.
Монографии:
Курдское национально-освободительное движение в Ираке после второй мировой войны. – Ереван, 1965 (на арм. яз.)
Проблема национальной автономии курдского народа в Иракской Республике (1958 – 1970 гг.). – Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1977.
Курдский национальный вопрос в Ираке в новейшее время. – М.: «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1991, 324 с.
Статьи и разделы в книгах:
Империалистические заговоры против курдского национально-освободительного движения после второй мировой войны. // «Вестник» АН Армянской ССР, Общественные науки, 1961, ¹ 10.
Положение курдов в Ираке после первой мировой войны и «курдский вопрос» в политике Англии. // «Вестник» АН Армянской ССР, Общественные науки, 1961, ¹ 11.
Из истории послевоенного курдского национально-освободительного движения в Ираке. // «Востоковедческий сборник», Ереван, 1964 (на арм. яз.).
Современный этап курдского национально-освободительного движения. // «Ленинян угиов», журнал ЦК КП Армении,1966, ¹ 5 (на арм. яз.)
Борьба за национальную независимость в Южном Курдистане в 1918–1919 гг. // «Страны и народы Ближнего и Среднего Востока» (арабские страны). – Ереван, 1967, т. III (на арм. яз.)
Некоторые международные аспекты национально-демократического движения курдов. // «Вестник» АН Армянской ССР, Общественные науки, 1968, ¹ 5.
Борьба за национальную независимость в Южном Курдистане (1919–1925 гг.). // «Ленинян угиов», журнал ЦК КП Армении,1968, ¹ 5.
Борьба курдского народа за национальную самостоятельность (1918 – 1925). // «В.И. Ленин и национально-освободительная борьба народов Ближнего и Среднего Востока», - Ереван, 1969. (на арм. яз.)
Турция и проблема национальной автономии курдов в Ираке. // «Страны и народы Ближнего и Среднего Востока». – Ереван, 1969, т. IV.
Турция и проблема курдской национальной автономии в Ираке. // Страны и народы Ближнего и Среднего Востока, Ереван, 1970, т. V. (c. 218 – 236).
Победа борьбы курдов за национальную автономию. // «Ленинян угиов», журнал ЦК КП Армении,1971, ¹ 4.
Создание органов самоуправления в Иракском Курдистане. // «Вестник» АН Армянской ССР, Общественные науки, 1973, ¹ 12.
Аграрные преобразования в курдских районах Иракской республики. // «Страны и народы Ближнего и Среднего Востока» (арабские страны) . – Ереван, 1974, т. VI.
В книге.: Курдское движение в новое и новейшее время. – М.: «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1987. СС. 102 – 112, 149 – 157, 195 – 219, 267 – 276.
Курдский вопрос и арабский мир. // Курдистан: на перекр¸стках истории и политики. Научно-практическая конференция, 22–24 февраля 1994 г. – М., 1994. Сс. 117–128.
В книге: Современный Курдистан: проблемы национального движения. / Курдский научно-просветительский центр (Navenda lêkolînên Kurdî). – М., 1995. Глава II «Иракские курды на пути к самоопределению», сс. 29 – 50. То же по-курдски: Kurdistana Îroyîn (problemen tevgêra netewî). Weşanên Roja Nû, Tirmeh 1998. Rup. 38–60.
Заложение основ национальной государственности в Южном Курдистане и перспективы его развития. // Современное состояние курдской проблемы (научный симпозиум, 24–25 ноября 1994 г.). / Институт востоковедения РАН, Курдский научно-исследовательский институт в Берлине. – М.: Axîna Welat, Cc. 65–74.
Политические изменения в Южном Курдистане после конфликта в Персидском заливе. // Южный Курдистан сегодня (Уроки кризиса)./ Институт востоковедения РАН, Центр курдских исследований. – М. 1997, с.18 – 37.
В: Almanaxa Kurdî. Weşanên Roja Nû, 1997: Ji bо Kurdan, Cc. 10–28; Ahmedê Xanî û dewra wî, Cc. 206–218.
Иракский Курдистан: проблемы развития. // «Независимая газета», 22.03.2001.
О курдах и их национальном движении. // // «Независимая газета», 29.05.2002
Курдский фактор (современное состояние и перспективы). // Курдский вопрос на рубеже тысячелетий. / Институт Ближнего Востока. – М., 2004. С. 11 – 22.
Предисловие к: Васильева Е.И. Шараф-хан Бидлиси. Эпоха. Жизнь. Бессмертие. / Институт востоковедения РАН, Санкт-Петербургский филиал. – СПб: «Наука», 2003. Сс. 7–14.
Исламские экстремисты в современном Курдистане. // Курдский вопрос на рубеже тысячелетий. / Институт Ближнего Востока. – М., 2004. С. 101 – 113.
Сложности реализации автономии Южного Курдистана и факторы е¸ необратимости. // Курдский вопрос в Западной Азии в начале ХХI века. – М.: Институт востоковедения РАН, Институт Ближнего Востока, 2006. С. 84 – 96.
История Курдистана (соавторы М.Лазарев, М.Гасратян, О.Жигалина, Е.Васильева). – М., 1999.
Исламский экстремизм в Курдистане. // Ислам на современном Востоке. – М., Крафт, 2004. С. 227 – 236.
Ш.Х. Мгои. Исламизм и курдское национальное движение. // Ислам и общественное развитие в начале XXI века / отв. редакторы В.Я. Белокреницкий, А.З. Егорин, Н.Ю. Ульченко. — М.: Крафт+, 2005.
Имя, ставшее символом борьбы народа. // 100 лет Мустафе Барзани. Сборник 1903 – 1979. – М. 2003. С. 72 – 77.
Издательство: Крафт ISBN 9785936750717
Нодар Мосаки, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Сектора курдоведения Института востоковедения Российской академии наук (Москва)
Экрем ¨нен, кандидат филологических наук