Вадим Макаренко, Kurdistan.ru Жесткая позиция лидеров Иракского национального альянса, которые не желают вновь видеть Малики в кресле премьер-министра, заставляет последнего мобилизовать все свои ресурсы, чтобы добиваться формального права-мандата на формирование правительства. Возможно, что пересчет голосов в столице, где чересполосица предпочтений, а голоса в Багдаде распределились непросто между суннитами и шиитами, а еще и между партиями в рамках этих блоков, даст ему желанный результат. В Багдаде (68 мест в парламенте) коалиция «Государство закона» Малики получила 26 мест, «Иракский национальный альянс» Хакима и Садра – 17, «Иракское национальное движение» Аллави – 24. Остальные места достались малым партиям и меньшинствам.
Малики решит свою задачу в любом случае, оттяпает ли он голоса у Аллави или у Садра. По большому счету, Нури эль-Малики все равно, потому что ему сейчас именно в этот политический момент необходимо формально опередить Айяда Аллави, чтобы получить право самому набирать себе команду. Но сегодня, конечно, лучше отнять места и голоса у Садра, потому что это не углубит противоречия между Малики и Аллави, а без их брака по расчету ни один из них прорваться к власти не сможет. Неслучайно, что накануне принятия решения о пересчете голосов Малики заявил, что блок Аллави должен принять участие в правительстве, что было расценено обозревателями как реальное предложение партнерства.
Я уже высказывал мысль, что такой альянс, если будет заключен, полностью изменит политический ландшафт Ирака. Если же Малики и Аллави удастся изолировать курдов на федеральном поле (т.е. отказаться от сильной курдской составляющей в правящей коалиции), то ситуация окажется крайне тяжелой для Эрбиля. Но реально курдов сложно изолировать, поскольку их голос оказывается решающим при выборах президента Ирака. Сложнее будет решать вопрос Киркука, даже если будет разрешен референдум.
Сейчас суд согласился разрешить пересчет в двух районах Багдада, где недостатки в подсчете голосов могут оказаться не только на «суннитских» избирательных участках, но и на участках, где голосовали избиратели, делавшие выбор между Муктадой эс-Садром (получил 11 мест в Багдаде) и Малики.
Малики требовал пересчета голосов также в Ниневии (где результат лишил бы лидерства Аллави и привел бы к усилению курдов), Салахеддине и Анбаре, где у самого Малики практически нет позиций. Кроме того, сейчас рассматривается еще 137 претензий на предмет правильности проведения голосования, возможно, что какие-то районы в Ниневии и Киркуке еще станут предметом разбирательств и пересчета голосов. В целом время работает на Малики, который продолжает управлять страной.
Отказ Эль-Хакима и эс-Садра признать лидерство Малики в шиитском секторе и сформировать правительственную коалицию под его руководством означает рождение светской партии в Ираке. Не потому что Малики и большинство его сторонников перестали быть шиитами, а потому что его партия уже давно вышла из шиитского лона, а Муктада эс-Садр перезал пуповину, еще связывавшую Малики с шиитским конфессиональным материком. Если Малики победит, он сформирует не конфессиональную партию, иначе он бы и не выходил из «Иракского национального альянса», а партию власти, куда войдут те, кто захочет следующие пять лет превратить в пору своего личного подъема, взлета к вершинам иракской власти. Это будет, если говорить классическими терминами, бонапартистская структура, чтобы не употреблять постмодернистское слово "авторитаризм".
Ирак Малики не отказывается от идеологии, он отказывается от теократии в пользу национально мыслящей технократии. В самом авторитаризме Малики (сам премьер отрицает авторитарность своего поведения) нет ничего изначально плохого, потому что Ирак не сможет решать задачи национального возрождения и модернизации либеральными методами. Стране нужна крепкая власть, которая встроит страну в новые условия глобального существования (открытая страна, включенная в мировую экономику). Проблема в одном: Ирак не мононациональное, а полиэтническое и поликонфессиональное государственное образование. Регионы, несмотря на то, что садамовское правление, подведшее страну под санкции и последующий военный разгром, уравняло всех в нищите, все же отличаются друг от друга. Особенно выдается Курдистан, который претендует на самостоятельное развитие. А, кроме этого, он претендует еще и на Киркук, нефть которого нужна Ираку Малики для быстрого старта и формирования новой национальной элиты.
У Малики есть средство для борьбы с этнократией и теократией. Первой – шиитской , суннитской и курдской – он предлагает ей включиться в партию власти и строить единый Ирак. Это касается и курдов. В партии власти индивидуальные места может занять та часть курдов, которая откажется от этно-конфесионального мышления и мечты о свободном, независимом Курдистане (это не означает ликвидации региональной автономии, хотя и приведет к снижению ее статуса и полномочий – отказ от пешмерга, внешнеполитических функций, внешнеэкономической полунезависимости), а сделает ставку на новый современный Ирак – «Государство закона». Второй, теократии, в любом случае придется уйти из политики и ограничить свое влияние.
Остается вопрос, может ли модернизация под рукой Малики пойти лучше, чем она шла при Саддаме Хусейне? Безусловно, есть предпосылки для успеха нынешнего старта Ирака в модернизацию. Этого нельзя отрицать. Ирак сегодня сильно отличается от той страны, к власти в которой в конце 1970-х годов пришел Саддам Хусейн. В стране сейчас существует солидная политическая база, которую будет непросто устранить вновь. Ирак включен в систему международных отношений, в том числе и из-за своего колоссального внешнего долга. Кроме того, баланс консервативных этноконфессиональных сил таков, что любому, кто ни оказался бы у власти, придется считаться с демократическими процедурами легитимизации (выборов), а также практически невозможно будет организовать подавление оппозиции, поэтому авторитаризм Малики в любом случае будет ограниченным, как и его власть, базирующаяся на коалиционное правительство.
Малики не остановится на полпути...
1804 | 0 |