Ассошиейтед Пресс
Соглашение о создании альянса между поддерживаемыми Ираном шиитскими блоками дает последнее слово в политических спорах в Ираке высшему духовеству, укрепления роль шиитского религиозного руководства в вероятном новом правительстве страны.
Соглашение, полученное Ассошиейтед Пресс в среду, скорее всего, приведет к отчуждению других религиозных сект и этнических групп Ирака от потенциального нового правительства. Особенно это касается суннитского меньшинства, которое уже беспокоятся относительно шиитской власти. США предупредили против исключения суннитов, опасаясь, что вытеснение поддержанного суннитами победителя выборов может разжечь напряженность.
Несколько высокопоставленных шиитских должностных лица подтвердили АП. содержание соглашения, в котором изложен перечень условий, сделавших возможным альянс между коалицией Правового государства премьер-министра Нури аль-Малики и Иракским Национальным альянсом, до недавнего времени осторожно соперничавшими за власть.
Но роль судьи, которая отводится шиитскому духовенству страны, имеющему огромный вес у шиитского большинства, является наиболее спорным пунктом для других политических групп Ирака.
"Марджайя принадлежит последнее слово в решении всех споров между двумя сторонами, и его директивы и указания обязательны," говорится в соглашении, имея в виду шиитское религиозное руководство в священном городе Наджаф.
Необходимость обращения к высшим религиозным авторитетам шиитов Ирака является отражением глубокого недоверия между двумя соперничающими блоками, но это также придаст правительству, сформированному коалицией, явно религиозный характер.
Соседний Иран, где шиитская теократия священнослужителей имеет последнее слово по всем вопросам - государство, имеющее важное влияние на обе группы и давно добивавшееся такого союза.
Официально положение применяется только к альянсу, а не к любым новым правительствам. Но если шиитский альянс будет доминировать в следующем правительстве, священнослужители потенциально получают прямое слово в политике.
Слияние также означает, что получивший больше всего голосов на выборах список Иракийя во главе со светским шиитом Айядом Алави, который получил сильную поддержку суннитов, будет вытеснен из процесса - что рассердит его сторонников.
Кроме суннитов, соглашение также может отчуждать курдов и другие фракции, что затрудняет формирование правительства.
"Тот факт, что существует официальная роль религиозных структур, может создать серьезную проблему", сказала Марина Оттауэй, директор программы Ближнего Востока в вашингтонском Фонде Карнеги за Международный Мир. "Это соглашение рискует превратить суннитов и курдов в граждан второго сорта".
Ахмед Чалаби, видный шиитский политик, неверные данные которого были использованы в Вашингтоне, чтобы помочь оправдать американское вторжение, был одним из должностных лиц, которые подписали соглашение из 11 пунктов.
Он отверг любое утверждение, что это было бы равносильно религиозной печати на решениях правительства, отчасти потому что духовное руководство уже заявило о своем нежелании играть большую роль в иракской политике.
"Это демонстрирует уровень уважения, которое все эти политические партии и группы питают к марджайя", сказал он. "Марджайя не хочет ввязываться в это".
Чалаби сказал , что другие политические группы Ирака должны быть уверены в том, что великий аятолла Али аль-Систани - почитаемый шиитский священнослужитель в Ираке, по сути глава марджайя - сказал, что никакие политические группы не должны быть исключены из политического процесса.
Вместе новой шиитской альянс будет иметь 159 мест, только на четыре меньше большинства, необходимого в 325-местном парламенте, чтобы сформировать правительство.
В интервью в среду, прежде чем стали известны детали соглашения, посол США Кристофер Хилл утверждал, что "сунниты должны быть частью политического процесса".
"Вы не можете управлять Ираком без значительного участия суннитов", сказал он AП.
Доминирующая группа Ирака при бывшем лидере Саддаме Хусейне, сунниты теперь имеют немного власти, так как американское вторжение 2003 года привело ряд правительств, в которых доминировали шииты и курды.
На протяжении многих лет сунниты пополняли ряды повстанцев, которые ввергали страну в беспорядки, и опасаются, что отчуждение их от политического процесса, в настоящее время может возобновить борьбу.
Абдул-Ила Казим, депутат суннитского списка Иракийя, отверг политическое влияние шиитского духовенства в новом альянсе. "В этом разделе соглашения пахнет сектантством от начала до конца и, конечно, весь мир и иракский народ увидят, что к чему", сказал он.
Курдский блок, который имеет 43 места в парламенте, по крайней мере публично проявлял осторожность относительно вступления в шиитскую коалицию, ссылаясь на необходимость более широкого правительства.
"Как курдская коалиция, мы склоняемся к формированию правительства национального единства, которое включает все четыре основных победивших блока", сказал Фадил Мирани, помощник курдского президента Масуда Барзани. "Мы не хотим сектантских правительств, и мы не хотим, чтобы был исключен список Иракийя".
Аль-Систани является наиболее почитаемым религиозным деятелем среди шиитов в Ираке, и у многих за рубежом и, хотя он обычно работает за кулисами, он сыграл важную роль в обеспечении единства и господства шиитов на фоне беспорядков после падения Саддама Хусейна.
Но он также избегал общественной роли, и он выступает против иранского стиля правительства, которое представляло бы собой прямое правление священнослужителей.
Ссылка на священнослужителей в договоре была разработана, чтобы помочь людям в новом альянсе, дав им высшую инстанцию для разрешения споров, сказал Чалаби.
В самом деле, большинство положений в договоре направлены на ограничение власти премьер-министра.
Самая большая группа в Иракском национальный альянсе, последователи радикального священнослужителя Муктады ас-Садр, хотят свернуть полномочия, которые аль-Малики создал во время своего премьерства.
Те, кто знаком с деталями встреч, заявляют, что многие из условий были введены сторонниками ас-Садра, которые были глубоко несчастны с аль-Малики, организовавшим американо-иракское подавление шиитской милиции в 2008 году.
"Мы стараемся избежать ошибок прошлого, которые привели к развалу бывшей коалиции, и это заставило некоторых людей принять односторонние решения в отношении страны", объяснил Амир аль-Тахир Кинани, функционер из сторонников ас-Садра, явно имея в виду Малики.
Положения требуют, чтобы премьер-министр проводил консультации по всем решениям с членами альянса и запрещают ему пытаться сформировать свой избирательный список. Вопросы политики, также должны определяться комитетами обоих шиитских блоков, что еще больше ограничивает роль премьера.
Установив в письменной форме роль марджийя, соглашение также устанавливает вышестоящий орган при премьер-министре.
Шиитское соглашение дает выгоду клерикалам Ирака
1921 | 0 |