3 мая сего года в газете «Хабат» была опубликована статья Исмаила Гундажори под заголовком «Массовые репрессии не миновали русских жен пешмарга», где автор коротко рассказывает о судьбе некоторых жен курдских пешмарга, в свое время вышедших замуж за политических беженцев Советского Союза, выходцев из иракского Курдистана. Здесь мы помещаем содержание статьи.
Свободолюбивый курдский народ ведет историю своих бунтов и восстаний уже с начала 19-го века. Когда Мустафа Барзани возглавил национальное движение, оно было единым, не раздробленным движением иракских, турецких и иранских курдов. Поэтому он стал символом общекурдистанской борьбы за национальные права курдского народа и впервые вывел курдский вопрос на международный уровень, став одним из организаторов установления независимой Махабадской республики в иранском Курдистане в 1946 году.
В 1947г., после падения Махабадской республики Мустафа Барзани с 502-мя пешмарга (бойцы курдских партизанских отрядов ), вынужден был покинуть Курдистан и сражаясь с регулярными силами Ирана, Ирака и Турции , перешел границу Советского Союза, переправившись через реку Арас.
Советский Союз предоставил им политическое убежище, оказал материальную помощь и дал возможность учиться. Так они прожили 13 лет, за это время многие их курдских патриотов обросли женами и семьями.
В начале 1959 года, после иракской революции 1958г., которая смела продажный режим Нури Саида и провозгласила республику, курдские патриоты вернулись на родину вместе со своими семьями, где им снова пришлось делить горькую судьбу курдского народа Ирака. Им, вместе с малыми детьми, пришлось столкнуться со всеми трудностями походной жизни партизан в горах Курдистана.
Многие из этих женщин разделили судьбу пешмарга, плечом к плечу с оружием в руках встав на защиту свободы курдского народа от реакционных режимов в Ираке, которые вопреки Конституции и обещаниям равенства, один за другим продолжали традиционно-националистическую политику против курдов.
Женщины-пешмарга стойко и мужественно сражались наряду с их мужьями, успешно нанося врагу молниеносные удары и тут-же растворяясь в горах.
Однако дети росли, им необходимо было учиться и женщины вынуждены были вернуться к оседлой жизни. Вернувшись в район Барзан и другие районы Южного Курдистана, они вели полуголодную жизнь на чужбине, вдали от родины, родных и своих любимых мужей.
Все те смешанные семьи (21 семья) , которые поселились в Эрбиле, в 1963г., после военного переворота баасистов, как семьи повстанцев, попали под массовые репрессии правительства и были арестованы вместе с детьми и помещены в специальную тюрьму для политзаключенных, где находились члены Демократической Партии Курдистана, компартии, а также их соратники. Там российские женщины подверглись жестоким пыткам и бесчеловечному отношению. Они были отделены от своих детей, содержались в непригодных для жизни условиях, часто голодали... По признанию одной из них, их мужья заранее предупредили их о возможном аресте и пытках, однако ради преданности делу курдов и верности их супругам, они стойко выносили все удары судьбы и даже готовы были пожертвовать собой.
Имена и некоторую другую информацию, которая помещается ниже, об этих героических женщинах предоставил автору Фарид Мустафа Айюб.
1.Рашида – супруга Маджида Тага Мирози, мать пятерых детей;
2.Умэйя - супруга Омэра Хусейна Шкака, мать 5-рых детей;
3.Себия - супруга Шейха Изаддина Давитки, мать 5-рых детей;
4.Вера - супруга Вэйса Али Шанадэри, мать троих детей;
5.Джамиля-супруга Салима Зубера, мать шестерых детей;
6.Анифа - супруга Мухаммада Джилинди Шнгели, мать 6 детей;
7.Найля Бьюк – Али Мустафы Доламари, мать двоих детей;
8.Пакиза Куртива – супруга Худада Хасана, мать троих детей;
9.Мукмиль Ахуджан – супруга Мустафы Айюба Чичо Шифке, мать одного ребенка;
10.Мнур - супруга Мухаммада Хамо Гузи, мать троих детей;
11.Полина – супруга Ибрагима Щехо Шанадэри, мать 1-го ребенка;
12.Таджия – супруга Рашида Аргоши;
13.Шукрия – супруга Бабакра Гасни, мать двоих детей;
14.Лариса - супруга Исмаила Тага Бази, мать двоих детей;
15.Тамара - супруга Джаухара Тели, мать двоих детей;
16.Татьяна - супруга Хала Ахмада Хишкли, мать 1-го ребенка;
17.Татьяна – супруга Абдуллы Хамо Гози, мать троих детей;
18.Раиса - супруга Рахмана, мать четверых детей;
19.Нина - супруга Усмана Ббане, мать одного ребенка;
20.Зульджия- супруга Мулла Сулеймана Аккраи, мать троих детей;
21.Айша - супруга Кадыра Дарвеша Аккраи; мать двоих детей.
Через 6 месяцев тюрьмы, все эти женщины были сосланы с их детьми в Багдад, где содержались под полицейским надзором в домах района Искан. Но через некоторое время власти передали эти дома в собственность своим служащим.
Оставшись без крова, многострадальные семьи вынуждены были влачить жалкое существование, ютясь в бедных кварталах. В конце концов их перевезли в курдский город Эрбиль и поселили в двух домах и бараке для скота в районе Сайидава опять же под надзором полиции и без права перемещения.
Несмотря на то, что партизаны не получали никакой материальной помощи, Мустафа Барзани все-таки смог ежемесячно выделять по 10 динаров каждой семье. Деньги привозила одна из русских жен по имени Нелля Бьюк, которую ежемесячно и тайно отпускали сочувствующие полицейские в городок Ранья.
Так эти семьи прожили до 11 марта 1970 года, когда была подписана «Декларация мира и равноправия курдов и арабов» в рамках единого Иракского государства, которая, вопреки ожиданиям курдов получить наконец автономию, была лишь 4-х летней передышкой в кровопролитной национально-освободительной борьбе курдского народа.
Смешанные курдо-российские семьи получили, наконец, долгожданную свободу и смогли соединиться со своими оставшимися в живых мужьями.
Сейчас в Курдистане осталось только шестеро из тех легендарных подвижниц из бывшего Советского Союза, которым , к сожалению, до сих пор иракское государство не выделило никакой материальной помощи, не говоря уж о возмещении нанесенного семьям ущерба, ссылаясь на то, что они были арестованы до 1968г. и не подпадают под закон о пособиях для бывших политических заключенных, будто до этой даты курды не вели никакой борьбы.
Составила: Валентина Петровна на основании материалов из статьи газеты «Хабат».