Хошнав Заммане, Рудав
Карьян Вестерхейм - доктор философии, адъюнкт-профессор Отделения образования Университета Бергена (Норвегия). С 2001 г. она была членом правления фонда Рафто, который является одним из основателей организации EUTCC. Фонд Рафто присудил курдскому парламентарию Лейле Зана премию Рафто в 1994 году. Вестерхейм приняла участие в миссии по установлению фактов и провела полевые исследования в курдских районах. Карьян Вестерхейм является председателем Гражданской комиссии ЕС-Турция (EUTCC), с момента ее основания в 2004 году.
"Рудав": Правящая партия Турции, Партия справедливости и развития (АКП) утвердила пакет конституционных изменений в парламенте, но курдская Партия мира и демократии (БДП), основная про-курдская партия, не выразила своей поддержки пакету. Каковы причины этого?
Карьян Вестерхейм: во-первых я должна подчеркнуть, что БДП серьезно подходит к переговорам о конституционных изменениях. После нескольких встреч с рядом турецких и курдских неправительственных организаций и научных кругов, БДП составила документ с широкими предложениями конституционных изменений и передала его на рассмотрение АКП. В этих предложениях БДП сосредоточилась на основных изменениях в конституции, таких как признание курдской идентичности в Турции. Как вы знаете, современная конституция была написана во время военного переворота 1980 года, и основана на отрицании курдов и других этнических групп в Турции.
"Рудав": Как вы оцениваете свободу слова и свободу политической деятельности в пакете Партии справедливости о конституционной реформе?
Вестерхейм: АКП предлагает некоторую свободу выражения мнений и свободы политической деятельности, но реальный вопрос для кого? БДП подозревает, что эти реформы будут служить главным образом интересам АКП, а не БДП. Действительно, БДП чувствует, что АКП еще страдает от того, что проиграла предшественнику БДП, Партии демократического общества или ДТП, на местных выборах 2009 года.
"Рудав": Повлияют ли изменения в турецкой конституции на положение курдов в Турции?
Вестерхейм: Изменения в конституции, предложенной АКП будет иметь некоторые технические положительные результаты для курдов. Президент Турции Абдулла Гюль сказал о курдском вопросе, как "первичной" проблеме страны, 6 мая 2009 года. Он сказал, что Турция должна решить эту проблему. Даже после того, как турецкое Великое собрание в последние недели приняло изменения, философия конституции по-прежнему основывается на принципе "один народ, один язык, один флаг".
Турция не может продолжать отрицать тот факт, что это многонациональное и разнородное общество. С момента основания Турецкой республики в 1923 году, одной из главных особенностей турецкой политики является то, что оно находится под военной опекой, и со времен основателя республики военные под знаменем кемализма, определяют социальную, политическую и экономическую жизнь страны.
Несмотря на переход Турции от однопартийной системы к многопартийной во второй половине 20-го века, правительства имели ограниченную роль и место в политической администрации. Рамки были определены кемалистской военной идеологией, символизируемой лаицизмом и национализмом. В случаях, когда гражданские политики пытались разорвать цепи этих рамок, военные применяли свою власть путем военного переворота. Последний военный переворот произошел 12 сентября 1980 г. и новая турецкая Конституция была подготовлена и одобрена тогдашним военным режимом. Эта организация представляет собой серьезное препятствие на пути демократизации, и без новой конституции, проблемы Турции не будут решены.
В основе проблемы первые три статьи, определяющие, что каждый человек, живущий в Турции, есть турок. Даже если текущее правительство утверждает, что статьи могут быть интерпретированы таким образом, что не исключают не-турецкие этнические группы, а включают в себя их на основе гражданства Турецкой Республики, нет никаких признаков того, что это так на самом деле. Различные этнические и религиозные группы по-прежнему должны быть исключены, как только они начнут отстаивать свои права. Вопрос о языковых правах, один из ключевых вопросов для курдов и представителей других этнических групп, по-прежнему очень неадекватен. Турецкая конституция запрещает использование других языков, кроме турецкого.
"Рудав": Позволит ли НРП, главная оппозиционная партии в стране, Партии справедливости вынести пакет на референдуме?
Вестерхейм: НРП уже давно играет роль разочарованной помехи. Надеюсь, что отставка ее давнего и неудачного лидера Дениза Байкала позволит этой партии начать играть более позитивную роль в оппозиции.
"Рудав": Каково Ваше мнение о скандале Байкала и его отставке в НРП?
Вестерхейм: Дениз Байкал давно должен был сложить с себя ведущую роль в НРП. Обратите внимание, что после того как он проиграл британские выборы на прошлой неделе, премьер-министр Великобритании Гордон Браун спустя несколько дней ушел в отставку с поста лидера Лейбористской партии. Успешная демократия требует периодического и даже частого обновления и освежения на руководящих должностях. Этот ценный урок турецкие политические партии должны выучить. Политическая позиция Дениза Байкала была серьезным препятствием для преодоления имеющих глубокие корни проблем турецкого национализма. При кемалистской идеологии, Дениз Байкал и его НРП видели демократических преобразований в стране как угрозу. В последние годы он отметился своими заявлениями об "Эргенеконе", сказав, например: "Я сторонник Эргенекона ".
"Рудав": Как вы думаете, пакет реформ АКП пойдет успешно?
Вестерхейм: Процесс вступления Турции в ЕС требует, чтобы существующий пакет реформы АКП был продолжен. Если такой успех действительно будет иметь место, то по этой причине. Этот пакет должен быть успешным, если он будет включать мнения гражданского общества, и особенно курдов. Публичные дебаты не удались, так как АКП настаивает на движении вперед в одиночку. Мы видели, что успех таких основных и важнейших документов, как Конституция, нуждается в активном участии общественности. Этого не произошло конструктивным и диалогическим образом, что укрепляет мои сомнения относительно успеха.
"Рудав": Как вы видите будущее курдов в Турции?
Вестерхейм: EUTCC оптимистична в долгосрочной перспективе, однако достаточно реалистична, чтобы понять, что в краткосрочной и среднесрочной перспективе будущее курдов в Турции, остается весьма сложным. Но мы должны помнить, что в последние два десятилетия был достигнут определенный прогресс, со времени, когда само слово "курд ; было практически запрещено в Турции. Однако эти реформы незначительны и недостаточны, чтобы изменить общество. Существует необходимость глубоких общественных обсуждений и предварительных дебатов в Турции, где гражданское общество, средства массовой информации, различные организации, научные круги и отдельные лица свободно выражали бы свои взгляды и, мы надеемся, потребуют конституционных изменений. Только тогда мы сможем начать говорить о демократизации в Турции. И, наконец, EUTCC продолжает утверждать, что не будет демократизации в Турции без активной политической интеграции курдов и всех их представителей.