"Экономист"
На мятежном юго-востоке Турции, гигантские портреты Ататюрка смотрят с гор вниз на непокорных курдов. В горах Кандиль, где сходятся иракская и иранская границы, изображения Абдуллы Оджалана, заключенного лидера Рабочей партии Курдистана (РПК), нависают над землей, контролируемой повстанцами. РПК располагается здесь на протяжении более чем двух десятилетий. И армия Турции, вторая по величине в НАТО, все это время пытается смести его. В течение последнего месяца столкновения между армией и РПК переживают эскалацию. Сотни курдов устремились в зону конфликта, чтобы стать "человеческим щитом" для повстанцев. В западной части Турции, растет число попыток самосуда нацимоналистической толпы - тревожное предзнаменование очередного роста насилия между турками и курдами.
РПК сжата как никогда прежде. В ноябре 2007 года, когда Турция угрожала вторгнуться в иракский Курдистан, американцы согласились, чтобы турки бомбили Кандиль и начали с ними обмен разведывательными данными.
Турция также наладила отношения с иракскими курдами, чей лидер Масуд Барзани, президент Курдистана, в ближайшее время посетит Анкару. Это последовало за пактом о безопасности, подписанным в апреле между Турцией, Америкой и Ираком. Наряду с военными мерами, он касается денег для РПК, большая часть которых, как говорят, получается с помощью рэкета и незаконного оборота наркотиков (хотя РПК это и отрицает).
Но Мурат Карайилан, высший командир РПК в этой области, может похвастаться, что "ни самые передовые технологии, ни прекрасно оснащенная армия не могут выбить нас отсюда". Боец-женщина, назвавшаяся Гюлистан, говорит, что "умереть за нашего лидера будет большой честью для всех". Постоянный поток новобранцев свидетельствует, что ее мнение не является редкостью.
Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, все это знает. Его начальник генерального штаба, Илькер Башбуг, неоднократно заявлял, что огневая мощь сама по себе не может победить РПК. "Курдское открытие г-на Эрдогана" отметилось запуском первого государственного курдоязычного телеканала в Турции в прошлом году, новыми усилиями, чтобы склонить курдов. Они должны были увенчаться сделкой между иракскими курдами и г-ном Карайиланом о разоружении РПК и переводе ее лидеров в другие страны. Мир был в пределах досягаемости в октябре, когда партия мятежников из Кандиль вернулась в Турцию и была освобождена. Но в обществе поднялся гнев, когда повстанцы в партизанской форме объявили о своей "победе" на митингах по всему юго-востоку. Нападение РПК в провинции Токат, в результате которого погибли семь турецких солдат, было последней каплей. Курдское открытие было отложено.
Г-н Эрдоган тогда свалил вину на РПК и на крупнейшую курдскую партию, БДП. Ее отказ поддержать конституционные изменения, поддержанные г-м Эрдоганом, рассматривается как доказательство нелояльности. Тем не менее многие наблюдатели считают, что нападение в Токате было организовано сторонниками жесткой линии внутри РПК, стремящимися саботировать мир. Это означает, что среди повстанцев существуют разногласия, что подтверждают и западные разведывательные источники. Г-н Карайилан, который рассматривается как умеренный, как и ожидалось, это отрицает. Но и он полон противоречий. Он утверждает, что одностороннее перемирие, объявленное в апреле 2009 года, остается в силе. Но он также считает, что РПК активизировала свои нападения, потому что "мы по-прежнему постоянно под угрозой от турецкой армии. Мы действуем в порядке самообороны ".
Круги БДП являются эхом линии РПК, повторяя, что предложения г-на Эрдогана были не более чем ширмой, направленной на привлечение голосов курдов на всеобщих выборах в следующем году. Простые курды, возможно, перестают поддерживать РПК, но они также отворачивается от Партии справедливости и развития (АКП) Эрдогана. А как насчет массовых арестов 1500 должностных лиц БДП, в том числе избранных мэров? Турция настаивает на том, что многие из них сотрудники РПК и пытаются установить "параллельное государство" в курдском регионе. Многие - бывшие члены РПК. Они говорят, что хотят продолжить свое дело мирным путем, но, что правительство не позволяет им этого. Даже некоторые члены АК частным образом высказывали согласие, что аресты были ошибкой.
Возвращаясь к Кандилю, г-н Карайилан выдвигает условия нового перемирия. "Г-н Оджалан должен быть перемещен из одиночного заключения под домашний арест, Турция должна прекратить все военные операции против моих людей и должностные лица БДП должны быть безоговорочно освобождены." Подтекст в том, что нравится ей это или нет, а Турции придется сесть за стол с повстанцами. Возможно и так, но с какой партией? Это может быть деликатным вопросом для всех.