Доклад представлен на 1 Лазаревских чтениях в Москве
Kurdistan.Ru Несмотря на сохраняющуюся общую нестабильность ситуации в стране иракским курдам за последние годы удалось преодолеть внутреннюю разобщенность и добиться значительных успехов в становлении своего особого статуса в рамках нового постсаддамовского государства. К настоящему времени курды достойно представлены в центральных органах законодательной и исполнительной власти Ирака (пост президента страны, несколько министерских постов, включая пост министра иностранных дел, вторая по численности фракция в парламенте с правом вето), курдский язык наряду с арабским стал государственным языком. Курдистанский регион имеет свой флаг, гимн, конституцию, парламент, президента, правительство, получает 17 % из расходной части бюджета страны, т.е. является субъектом федерации с самыми широкими полномочиями, включая внешнеполитическую и внешнеэкономическую деятельность, В регионе аккредитовано более 20 иностранных дипломатических представительств. Курдам удалось создать свои национальные вооруженные силы (отряды «пешмерга»), систему судопроизводства, полицию и спецслужбы. Несмотря на сохраняющиеся объективные и субъективные трудности, постепенно восстанавливаются экономика, инфраструктура, сельское хозяйство, здравоохранение, образование, объекты социального и культурного назначения. Успешно функционируют 5 государственных и 5 частных университетов, 2 высших военных учебных заведения, 2 международных аэропорта. Многие иностранные представители называют Иракский Курдистан «оазисом безопасности и благополучия» на фоне раздираемых внутренними конфликтами и вылазками террористов центральных и южных районов арабской части Ирака. Безусловно, пока преждевременно говорить об окончательном решении курдского вопроса хотя бы в рамках одной страны. Дальнейшая судьба иракских курдов будет во многом зависеть не только от их сплоченности и способности эффективно решать задачи социально-экономического развития, но и от целого ряда внешних факторов. Определяющим здесь по-прежнему остается политика администрации США, которая пока совпадает с интересами курдов, взаимоотношения курдских региональных властей с центральными иракскими властями, арабо-шиитскими и арабо-суннитскими группировками и сопредельными государствами (Турция, Иран, Сирия). Важными этапными событиями в политической жизни Ирака стали мартовские 2010 года парламентские выборы в стране и намеченное на август этого года начало поэтапного вывода войск США и их союзников из Ирака. Пока еще преждевременно говорить о влиянии итогов прошедших всеобщих выборов на расстановку политических сил в стране, но налицо активизация деятельности арабо-суннитских партий и группировок и в целом, арабских политических сил. При этом арабы-сунниты стремятся взять реванш, арабы-шииты – сохранить свое доминирующее положение и не допустить возврата к прошлому, когда суннитское меньшинство узурпировало власть в Багдаде. Несмотря на сохраняющийся антагонизм между арабами-шиитами и арабами-суннитами, а также раскол внутри этих групп населения, и те и другие всячески стремятся сохранить сложившуюся ранее централизованную систему государственного управления. Заложенный в новой конституции Ирака принцип федерализма оказался арабами не востребован, каждая из арабских группировок стремится к контролю не за каким-либо конкретным регионом, а за территорией всей страны, поэтому Иракский Курдистан так и остался лишь одним реально сформировавшимся субъектом федерации.
Судя по предварительным итогам, курдской коалиции достанется не более 60 мандатов в новом парламенте страны (ранее их было около 80) и, соответственно, они вынуждены будут уменьшить свое представительство во всех центральных органах исполнительной власти. Остается неясным пока, удастся ли курдам сохранить за собой пост президента страны. Как известно, в настоящее время его занимает авторитетный курдский лидер, председатель Патриотического союза Курдистана Джаляль Талабани. Все настойчивее раздаются требования со стороны арабской части электората назначить на пост президента Ирака представителя одного из арабских избирательных списков. Обострение борьбы между основными иракскими политическими группировками после состоявшихся в марте-мае 2010 года парламентских выборов (с учетом времени ручного пересчета голосов на отдельных избирательных участках по требованию шиитских коалиций) и, ожидаемое осенью текущего года, начало вывода войск иностранной коалиции во главе с США, по оценкам экспертов, могут привести к новому всплеску террористической активности в стране, широкомасштабным вооруженным столкновениям и вновь поставить страну на грань гражданской войны или ее распада по этно-конфессиональному признаку. Большое дестабилизирующее влияние на положение в стране оказывают внешние силы (Иран, Турция, Сирия, страны Персидского залива и в целом арабские и исламские государства). Напрямую и по каналам неправительственных организаций и спецслужб они оказывают поддержку тем или иным иракским политическим, национальным и религиозным группировкам, включая террористическое подполье, которые отвечают их национальным, религиозным, идейным или групповым интересам. Следует ожидать, что по мере вывода иностранных коалиционных войск из Ирака вмешательство региональных игроков будет только усиливаться. Это обстоятельство служит поводом для курдских лидеров и прозападных арабо-шиитских группировок выступать за более осторожный подход к срокам вывода войск США и их союзников из страны. Курды считают, что поспешность в выводе войск США и их союзников из Ирака может принести стране больше вреда, чем пользы. Они полагают, что надо тесно увязывать вывод иностранных войск с процессом создания национальных вооруженных сил и силовых структур, которые могли бы надежно защитить внешние границы страны и не допустить какого-либо вмешательства во внутренние дела Ирака извне.
Следует отметить, что активизация внешнеполитической деятельности руководства Курдистанского региона в последние годы начинает приносит свои плоды. Наряду с традиционными стратегическими партнерскими отношениями Эрбиля с Вашингтоном, курдам удалось установить довольно прочные связи и контакты со странами Евросоюза, Персидского залива, Турцией и Ираном, другими странами. Довольно широка география торгово-экономических отношений Иракского Курдистана с иностранными партнерами.
В этой связи, весьма важное значение имел визит в нашу страну 20-23 мая т.г. секретаря политбюро Демократической партии Курдистана Фазыла Мирани, который высказал свою точку зрения на прошедшие парламентские выборы и ответил на вопросы корреспондентов на пресс-конференции в РИА-новости. Он также встретился с представителями Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, других российских государственных и общественных организаций. В беседах с российскими коллегами курдский лидер подчеркивал давние и традиционно дружественные отношения иракских курдов с советским и российским народом, высказал искреннюю заинтересованность в дальнейшем развитии всего комплекса курдско-российских отношений. Он особо отметил активную деятельность Генерального консульства Российской Федерации в Эрбиле во главе с опытным дипломатом и востоковедом Гараевым В.М. и работу представителя Регионального правительства Курдистана в Москве Хошави Бабакра.
По оценке руководства ДПК, парламентские выборы в Ираке, несмотря на явные недостатки нового закона о выборах, в целом прошли успешно. Претензии проигравших понять можно, поэтому все согласились с процедурой ручного пересчета голосов на отдельных избирательных участках. Сейчас же настало время подвести окончательные итоги выборов и, как можно быстрее, достигнуть согласия между основными политическими списками (коалициями) по кандидатурам на главные государственные посты и, в первую очередь, по посту премьер-министра, чтобы успешно провести первую сессию иракского парламента. Уменьшение в нем количества мест курдов с 80 до 60 при увеличении общего числа депутатов с 275 до 325, а также то, что созданная недавно Коалиция курдских списков (Курдистания – 43, «Горан» - 8, исламисты - 7) заняла лишь четвертое место после трех других коалиций, было ожидаемым после прекращения бойкота выборов со стороны основных суннитских партий и принятия нового закона о выборах. Формально, это снижает шансы сохранить представительство курдов в центральных органах власти, но не может коренным образом изменить закрепленного конституцией статуса Курдистанского региона. Курды остаются второй по численности национальностью Ирака и намерены и дальше играть важную роль в политической жизни страны. Победившая на выборах с перевесом в два голоса арабо-суннитская коалиция Иракское национальное движение «Аль-Иракийя» во главе с бывшим премьером И.Аллави и следующие за ней с небольшим отрывом две арабо-шиитские коалиции не обладают необходимым для принятия решений парламентским большинством. Даже провозглашенное на днях создание в новом парламенте блока двух арабо-шиитских коалиций («За правовое государство» - 89 мест и «Иракский национальный альянс» - 70 мест) в сумме дает лишь 159 мандатов, в то время как для принятия решений надо не менее 163 голосов.
Таким образом, кто бы ни представлял новое парламентское большинство в Ираке, они будут вынуждены и дальше тесно сотрудничать с курдской коалицией, чтобы успешно и в короткие сроки сформировать новые федеральные органы законодательной и исполнительной власти и в дальнейшем принимать жизненно важные для страны законы. Курды поддержат в первую очередь те политические силы, которые будут больше учитывать их коренные национальные интересы, в том числе и при распределении постов в федеральных органах власти.
Ведущий научный сотрудник
Центра международной безопасности ИМЭМО РАН,
кандидат исторических наук
Иванов Станислав Михайлович