Борис Немировский
На юго-востоке Турции, в районах, граничащих с Ираком, возобновились бои турецкой армии с повстанцами из запрещенной Курдской рабочей партии (PKK). По сообщениям прессы, количество погибших превысило несколько десятков. Обе стороны обвиняют друг друга в нарушении перемирия.
Вот уже третью неделю на юго-востоке Турции гремят бои: подразделения турецкой армии атакуют отряды курдских боевиков. Регион словно возвращается в прошлое: война довольно долго была здесь повседневностью и лишь с середины 2009 года установилось относительное спокойствие.
Бой без правил
Всего лишь год и месяц назад правительство Эрдогана объявило о переходе к «политике открытой руки» в отношении курдских повстанцев. На пути примирения с курдами оно продвинулось куда дальше всех своих предшественников.
В одностороннем порядке турецким правительством был сделан целый ряд шагов навстречу курдам: в курдских провинциях на востоке страны было отменено чрезвычайное положение, семьям было даровано право давать новорожденным младенцам курдские имена, а главный телеканал Турции, ТRT, начал транслировать регулярную передачу на курдском языке.
Со стороны подобные «послабления» кажутся абсурдными. Почему, к примеру, курдским семьям нельзя было называть детей курдскими именами? Однако следует понимать, что до недавних пор отношения между турками и курдами весьма напоминали отношения между израильтянами и палестинцами — ряд городов на юго-востоке страны были заблокированы, а главное политическое движение курдов — Курдская рабочая партия — объявлено вне закона как террористическое, что верно по сути.
Поэтому объявленное Эрдоганом примирение с курдами — как живущими в Турции, так и их иракскими соплеменниками — международная общественность радостно приветствовала.
И вдруг на минувшей неделе ситуация резко ухудшилась. Солдаты турецкой армии атакуют курдские «схроны», в ответ в восточных городах Турции гремят взрывы. Погибли десятки людей, сотни получили ранения. Телевидение почти ежедневно транслирует картины похорон, убитых солдат и их безутешных матерей.
Кто виноват?
Турецкое правительство заявляет, что перемирие нарушили именно курды. Поводом к началу операции турецких военных, по утверждению Стамбула, послужило нападение боевиков РКК на военно-морскую базу Турции в портовом городе Искендерун. Солдаты, несущие здесь караульную службу, были обстреляны ракетами из двух засад одновременно. Семеро погибли, еще двенадцать получили ранения. Официальные представители Турции обвиняют в происшествии находящегося в заключении лидера РКК Абдуллу Оджаллана. По официальной версии, именно он отдал приказ к нападению из своей тюремной камеры-одиночки на острове Имрали.
Со своей стороны, Оджаллан отрицает, что отдавал подобный приказ, и обвиняет турецкое правительство в провокации, которую он сравнивает со знаменитой провокацией гитлеровского вермахта против Польши, с которой началась Вторая мировая война: тогда, как известно, спецподразделение нацистской армии захватило польский пограничный пост и произвело с его территории несколько выстрелов в сторону Германии, после чего Гитлер выступил со своим знаменитым заявлением: «Ab fünf Uhr morgens wird zurückgeschossen!» («С пяти часов утра ведется ответный огонь!»). По версии Оджаллана, ракеты были выпущены не курдскими боевиками, а турецкими агентами.
В знак протеста он объявил о том, что прекращает мирные переговоры с Анкарой. В ответ Эрдоган заявил, что это является знаком — курдская сторона не заинтересована в разрядке напряженности. По мнению турецкого премьера, РКК необходима эскалация насилия для того, чтобы сохранить себя как организацию, — успехи турецкого правительства в восстановлении экономики и мирной жизни в курдских городах поставили под сомнение необходимость существования партии.
Наблюдатели, полагая, что Турции угрожает новый виток террористической войны, высказывают предположения, что такая война на данном этапе выгодна Реджепу Тайипу Эрдогану. Как известно, его партия на сегодняшний день переживает серьезнейший кризис доверия среди турецкого населения. Партию справедливости и развития (АКР) обвиняют в отступлении от принципов великого Мустафы Кемаля Ататюрка и попытке превратить Турцию в религиозное государство.
Впрочем, уровень популярности Эрдоган слегка повысил после того, как развернул внешнеполитический курс Турции на 180 градусов после трагического происшествия с так называемой Флотилией свободы. Но резкое ухудшение отношений с Израилем разозлило турецких генералов: по их мнению, рвать связь с давним союзником, долгие годы модернизировавшим армию Турции и предоставлявшим ей новейшее военное ноу-хау, по меньшей мере неразумно.
Учитывая тот факт, что традиционно светски настроенные турецкие военные вообще весьма негативно относятся к правительству АКР, а также обладают немалым политическим весом в стране, можно представить себе, что для Эрдогана, нашедшего в лице Израиля желанного «внешнего врага», способного сплотить нацию вокруг правительства, создалась весьма серьезная угроза со стороны армии.
Теперь же, когда на юго-востоке Турции вновь начались бои с курдскими повстанцами, у генералов появилось достаточно иных забот. Таким образом, с появлением старого «внутреннего» врага главный внутриполитический противник правительства, турецкий Генштаб, оказался нейтрализованным, по крайней мере на время.
respublika-kaz.info/news/politics/9616