Турция переживает новую волну террористических атак, в которых власти обвиняют курдских сепаратистов. Взрыв бомбы, который прогремел во вторник утром в Стамбуле, унес жизни четырех военнослужащих турецкой армии и 16-летней девочки. Еще 12 человек получили ранения, причем двое из них находятся в тяжелом состоянии. Губернатор самого большого города Турции Хюсейн Авни Мутлу сразу же заявил, что считает этот инцидент "террористической атакой". Взрывное устройство сработало в оживленном районе Халкалы вблизи скоростной автострады у дороги в тот момент, когда там проезжал автобус с военными. Губернатор сообщил, что, по предварительным данным расследования, для организации теракта было использован фугас осколочного действия.
Представители управления безопасности и прокуратуры Стамбула, побывавшие на месте теракта, сообщили журналистам, что взрывное устройство, находившееся в пакете, оставленном у дороги, где проходил конвой с автобусами, скорее всего, было приведено в действие с помощью сотового телефона.
"Пока никто не взял на себя ответственность за теракт, но силы безопасности, проводящие расследование, обязательно найдут тех, кто его совершил", — отметил губернатор Стамбула. По сообщению информагентства DHA, городская полиция уже задержала одного человека по подозрению к причастности к организации взрыва автобуса. Детали пока неизвестны.
Местная пресса поспешила увидеть "курдский след". Просто потому, что резко возросла террористическая активность курдских сепаратистов. На днях Рабочая партия Курдистана (РПК) объявила об окончании одностороннего прекращения огня против Турции, которое длилось около года.
Как известно, РПК в Турции, Европе и США считается террористической организацией. Она (курдская аббревиатура — ПКК) была основана Абдуллой Оджаланом в 1978 году.
Своей идеологической платформой Рабочая партия Курдистана объявила марксистско-ленинскую теорию. Однако, наряду с коммунистическими лозунгами, партия выдвинула требования, близкие и понятные основной массе курдского населения. Это предоставление культурной автономии, сохранение национальной самобытности, практическое уравнивание курдов в правах со всеми турками, открытие национальных школ и введение теле- и радиовещания на курдском языке. Партия быстро приобрела популярность среди беднейших и социально неустроенных слоев населения.
А далее ее руководство выступило с более радикальным требованием: предоставление Турецкому Курдистану политической автономии с последующим отделением от Турции.
Как утверждают местные спецслужбы, в своей деятельности Рабочая партия Курдистана получает финансовую поддержку со стороны миллиона курдов, проживающих в Европе. Кроме того, по мнению турецких властей, значительная часть денег поступает от контрабанды товарами и наркотиками. На эти средства закупается вооружение, в том числе легкое стрелковое оружие, гранатометы, минометы, боеприпасы, взрывчатка и т. п.
Отдельные партизанские выступления, организованные РПК, были отмечены уже в конце 70-х — начале 80-х годов, а с 1984года партия открыто начала повстанческую борьбу против турецких властей и карательных органов в Восточной Анатолии.
Военные действия, в которых, по официальным данным, только за последние пятнадцать лет погибли около 20 тысяч человек, ведутся с беспощадной жестокостью с обеих сторон. Курдские партизаны "пешмерга" * нередко нападают на мирные поселения в попытке заставить коренное курдское население отказаться от службы в отрядах местной самообороны. В свою очередь, по сведениям организаций по правам человека, силы безопасности Турции совершают убийства и применяют пытки к сторонникам и подозреваемым в сотрудничестве с РПК.
Поскольку взрыв в Стамбуле произошел спустя день после того, как Турция начала подтягивать войска к границе с Ираком, где в основном расположены военные базы Рабочей партии Курдистана, напрашивается вопрос, кому выгодны последние террористические атаки в Стамбуле?
Не исключено, что турецкие власти вновь используют их в качестве доказательства кровавой угрозы со стороны РПК. Ведь, как известно, террористические методы борьбы за автономию турецких курдов осудил президент Иракского Курдистана Масуд Барзани. И если за этими терактами действительно стоят боевики РПК, они могут лишиться поддержки со стороны иракских соплеменников в приграничных районах.
"Мы выступаем против насилия, независимо от кого оно исходит — от РПК или кого-то другого. Наша позиция останется неизменной — акты насилия являются неправомерными действиями", — заявил Барзани. Как сообщает газета Hurriyet Daily News (Хюрриет), решение РПК об отмене одностороннего прекращения огня Барзани назвал "негативным развитием".
В ходе своего визита в Турцию в начале июня он призвал всех, включая РПК, прекратить насилие и поддержать турецкое правительство в вопросе решения курдской проблемы. Лидер иракских курдов выразил поддержку "Курдской инициативе" — программе правительства Турции по решению болезненной для страны этнической проблемы, назвав эту программу "единственно правильным решением" и призвав все политические партии оказаться от создания препятствий в этом процессе.
Это заявление Барзани встретило крайне отрицательную реакцию у радикально настроенных курдских политиков. Возможно, активизация террора со стороны курдских боевиков и стала ответом на инициативы их более лояльных соплеменников-политиков вступить в диалог с властями.
Иван Туляков
pravda.ru
* Ошибка автора. Название "пешмарга" относится исключительно к вооруженным силам Иракского Курдистана" (прим.ред.)