Павел Шех Kurdistan.Ru Антиизраильская истерия, разгоревшаяся в Турции после пресловутого инцидента с "флотилией свободы", привела турок к потрясающему "открытию": оказывается, Израиль стоит за спиной боевиков РПК! Случайное совпадение во времени инцидента под Газой и нападения РПК на военную базу в Искандеруне дало турецким конспирологам особо благодатную почву для умозаключения, связывающих двух их врагов, или, точнее, два главных предмета ненависти. Эта идея, несмотря на ее откровенную нелепость, прочно утвердилась в Турции и вышла за ее пределы, ее излагают и некоторые "эксперты" из России, с апломбом, прямо пропорциональным уровню невежества. "У курдов хорошие отношения с Мосадом, и в ответ на поддержку Турцией ХАМАСа, Израиль задействовал определенные ресурсы, в том числе. финансовые, для активизации подрывной деятельности в Турции террористов из курдской рабочей партии" - сообщает, например, Шамиль Султанов, президент ;Центра стратегических исследований: Россия – Исламский мир. Каковы же в реальности отношения курдов и Израиля? Возможно ли, чтобы Моссад стоял за терактами в Турции, а если невозможно, то почему?
Начнем с того, что говорить в подобном контексте о "курдах" вообще, чохом, как это делают "эксперты" типа Султанова - нелепо и является признаком либо невежества, либо сознательного мошенничества. Курдистан, как известно, разделен на несколько частей, и в каждой части существует свое национальное движение с собственными традициями, политической ориентацией и тактическими целями, подчас вступающими в противоречие в целями и ориентациями других движений (раньше эти противоречия, как известно, не раз приводили к кровопролитным конфликтам). Связи Израиля с курдами широко известны, но связан Израиль с курдами иракскими, с которыми его долгое время объединяла общая стратегическая цель - борьба против багдадского режима. То, что Израиль с начала 1960-х гг. поддерживал курдское движение в Ираке, что Мустафа Барзани дважды тайно бывал в Израиле и фотографировался с Моше Даяном, что именно через Иракский Курдистан организовывалась эвакуация в Израиль иракских евреев, что, наконец, через Курдистан в Израиль в 1966 г. была эвакуирована "Моссадом" семья иракского летчика Монира Радфа, после чего этот летчик угнал в Израиль сверхсовременный и сверхсекретный истребитель МИГ-21 - все это вещи, известные любому, кто хотя бы поверхностно интересовался вопросом. К этому надо добавить, что среди курдов никогда не было антисемитизма, что в Израиле проживают десятки тысяч евреев - выходцев из Курдистана, чьи предки за два с половиной тысячелетия жизни в Северной Месопотамии прочно ассимилировались с курдами, во многом переняв их культуру и традиции и что, таким образом, психологические связи между двумя древними народами региона - евреями и курдами - достаточно тесные. Что же касается до политической стороны, то президент Иракского Курдистана Масуд Барзани не раз четко формулировал позицию курдистанских властей в отношении Израиля. Согласно ей, курды хотят иметь одинаково ровные и дружественные отношения и с Израилем, и с палестинцами; Израиль они рассматривают как одну из стран-членов ООН, с которой имеют дипломатические и экономические отношения в том числе и большинство арабских стран, и у них нет и не может быть никакого повода для вражды к евреям.
Иная ситуация сложилась в Турции. Турция в отличие от саддамовского Ирака - страна прозападной ориентации, член НАТО и тесный союзник Израиля. Это во многом определило характер движения РПК как левацкого, антизападного и в частности разделяющего все антиизраильские предрассудки и сантименты крайне левых. РПК начинала как партия маоистского толка; ее активисты проходили тренировку в палестинских лагерях в долине Бекаа и участвовали в боевых действиях против Израиля во время израильского вторжения в Ливан. Сам Абдулла Оджалан, как известно, до 1998 года спокойно проживал в Дамаске, и это говорит о многом. Идеология РПК была категорически враждебна Израилю, как авангарду мирового империализма на Ближнем Востоке; с другой стороны нельзя отрицать и того, что военное сотрудничество Израиля с Турцией объективно, а подчас возможно и сознательно и непосредственно, было направлено против РПК. Это сказывается и ныне - как известно, например, турки отслеживают передвижение отрядов РПК с помощью поставленных Израилем беспилотников. Ходят слухи о причастности "Моссада" (как и ЦРУ) к "охоте на Оджалана", увенчавшейся его захватом в Кении; для нас важно, что РПК сделала этот реальный или мнимый факт одним из ключевых пунктов своей пропагандистской кампании. Понятно, что такое прошлое не предполагает никаких предпосылок для связей между РПК и Израилем. Но может быть РПК в последние годы круто поменяло свою политику и идеологию? Этого тоже незаметно: Оджалан и из тюрьмы не раз негативно отзывался об Израиле и его политике. Он дошел до того, что обвинил (именно обвинил!) "империалистов и сионистов" в стремлении создать "Маленький Курдистан", предоставив независимость Иракскому Курдистану. Напомним, это говорит лидер, изначально позиционировавшей себя как борца за независимость курдов!
Все это Оджалан заявлял из тюрьмы. Оттуда же он фактически отдал приказ о прекращении одностороннего перемирия и активизации боевых действий. Отметим, что Имралы является военной тюрьмой, не подведомственной Министерству Юстиции и находящейся в распоряжении Вооруженных Сил. И вот военные власти, до сих пор ничуть не стеснявшиеся демократическими предрассудками в деле "борьбе с терроризмом", оказывается "ничего не могут с этим поделать" с тем, что Оджалан фактически руководит своей партией из военной тюрьмы! Все это кажется удивительным, но... только на первый взгляд. Эрдоган и его истеблишмент твердо уверены, что именно военные - главные "спонсоры" войны на "Юго-Востоке", а РПК - последний козырь Вооруженных Сил в борьбе против правительства АКП и его инициатив, включая "курдское открытие". Таким образом, за РПК (с точки зрения Эрдогана) стоит хотя и не непосредственно Израиль, но его ближайшие союзники и контрагенты в Турции, одновременно в качестве носителей кемалистско-лаицистских традиций являющиеся главными противниками АКП. Но открыто выступить против военных Эрдоган не смеет. И вот, в числе прочих обходных ходов, он наносит удар по турецко-израильским связям. Этим он убивает сразу несколько зайцев: ослабляет внешние связи военных; подрывает традиционные кемалистские устои внешней политики, активизирует переориентацию внешней политики на исламский мир; набирает очки среди "улицы" как дома, так и в арабских и вообще мусульманских странах. И в этом отношении, увязывание Израиля с атаками РПК является по-своему удачным пропагандистским ходом, хотя и рассчитанным на слишком уж непривередливую аудиторию. Но разве восточная "улица" когда-либо отличалась особой склонностью к скептицизму и трезвому анализу?
Израиль, курды и активизация РПК
1740 | 0 |