А.Г. Гаджиев, Институт Ближнего Востока
Непростая атмосфера царит сегодня во внутриполитической жизни турецкого общества. Оно фактически расколото и состоит из многочисленных, тесно взаимосвязанных, но весьма отдаленных и различных друг от друга островков. Внешнеполитические цели турецких властей весьма амбициозны, однако лишены ресурсной опоры и национальной поддержки. Попытки правящих гражданско-политических кругов решать внутренние проблемы за счет достижений во внешней политике уже не дают прежних результатов. Критика со стороны оппозиции приобрела весьма жесткий и систематический характер. Практически ни одно выступление лидеров оппозиционных партий не проходит без критики в адрес правящей партии. Все это увеличивает недоверие турецкого народа к сторонникам умеренного ислама и дестабилизирует внутриполитическую обстановку в стране.
Рост количества терактов в Турции многие эксперты связывают с переброской частей турецкой армии к границе с Ираком, где базируются основные силы курдских боевиков.(1) Напомним, что теракт был осуществлен в стране и во время проведения в Стамбуле саммита Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, когда в городе были введены строгие меры безопасности.(2) Участившиеся в стране террористические атаки широко обсуждаются на самом высоком уровне. Ежедневно, а иногда и несколько раз в день между президентом страны, премьером и начальником Генштаба проводятся совещания, встречи и взаимные консультации по принятию необходимых мер в борьбе с терроризмом.(3)
Очевидно, что турецкие власти готовятся к масштабной операции против курдских сепаратистов. К границе с Ираком, где пытаются укрыться боевики Рабочей партии Курдистана (РПК), стягивается тяжелая техника, танки, артиллерия. По сведениям из военных источников, в районе проведения операции вводится комендантский час. Решение о проведении военной операции вызвало массовые демонстрации протеста среди местного населения. На юго-востоке Турции на улицы городов вышли сотни курдов. В Диярбакыре, где проживает преимущественно курдское население, были сожжены несколько офисов и магазинов.(4)
Ранее РПК объявила о своем намерении провести очередную серию террористических актов, в том числе и на курортах Турции, прежде всего, в Анталье. «Все курорты Турции мы рассматриваем в качестве зоны боевых действий и намерены проводить там наши акции возмездия», – говорится в ее сообщении. В прошлом году боевики РПК провели на турецких курортах подобную серию террористических атак, в результате которых погибли местные мирные жители. Судя по всему, курдские сепаратисты рассчитывают на то, что теракты отпугнут иностранных туристов, в результате чего будет нанесен ущерб турецкой экономике.
По мнению некоторых турецких экспертов, главной причиной активизации курдских сепаратистов в Анталье является наступление отрядов РПК в приграничных с Ираком районах восточной Турции. Там уже несколько недель идут бои и при этом турецкие войска часто вторгаются на территорию Северного Ирака, преследуя отступающих сепаратистов. Напомним, что серия терактов на курортах Турции была проведена и в 2005-2006 гг. Однако тогда боевикам РПК не удалось достичь своих целей. На иностранных туристов одиночные теракты не повлияли, а приток иностранцев в Турцию за последние 4 года лишь увеличился с 22 до 27 млн человек. Но в этот раз курдские боевики, судя по всему, намерены провести более устрашающие акции. Турецкие спецслужбы в ответ на это усилили контроль в южных приморских провинциях страны, а турецкие войска на востоке страны нанесли несколько мощных ракетно-бомбовых ударов по позициям курдских сепаратистов. Бои временами вспыхивают и на территории Северного Ирака. По данным Генштаба Турции, за последний месяц в таких столкновениях погибли 43 турецких солдата и около 130 боевиков РПК.(5)
Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен осудил последние теракты РПК и выразил полную солидарность с антитеррористической борьбой Анкары. «Я осуждаю последние террористические атаки в Турции, которые в течение нескольких дней привели к потерям турецких солдат, число которых достигает десятки начиная с марта. Нет никаких оправданий этим терактам», — заявил генсек НАТО.(6)
На обострение ситуации в стране глава турецкого правительства Реджеп Тайип Эрдоган, находясь в зоне столкновения, заявил: «Террористы утонут в собственной крови. Предательские нападения не разрушат наше братство. Турция обладает правом защиты своего единства и целостности. Наше государство без колебаний будет продолжать борьбу с терроризмом до конца».
Несмотря на эти заявления лидер Партии националистического движения (ПНД) Девлет Бахчели выдвинул против действующего премьера серьезные обвинения, связав увеличение терактов в стране с инициативами правящей ПСР. «Необходимо срочно и самым непосредственным образом раз и навсегда решить в стране проблему терроризма… Народ устал и уже не верит пустым словам и безрезультатным действиям партии власти… ПСР играет роль глобального политического контрагента точно также как РПК – глобального вооруженного субподрядчика. Сходство между ними заключается в том, что оба они управляются с одного и того же центра, но по разным каналам и действуют они против Турции. Их поэтапные разрушительные шаги осуществляются под влиянием глобального торга… Пока в стране будет доминировать политическая слепота, делаться неверные диагнозы, предприниматься разрушительные меры и осуществляться предательские проекты под прикрытием “демократических прорывов”, террористические атаки продолжатся, а сепаратистские тенденции увеличатся… Следует иметь ввиду, что сегодняшние потери сопоставимы лишь с возможной утратой в условиях войны… Переговоры правительства с сепаратистским террором способствуют лишь повышению числа терактов, а уступчивая политика кабинета министров поощряет очередные вылазки террористов… Настала пора прекратить эти “искусственные переговоры”… Действующее правительство обнадежило народ своими прошлогодними инициативами, однако все, чего они смогли достичь, – это кровь, слезы, теракты и предательство…»(7)
По мнению Д. Бахчели, нельзя ответственность за безопасность в Турции возлагать на американскую администрацию и опираться на поддержку США в разведывательной сфере. Нельзя также, по его мнению, доверять инициативам главы Курдистанского региона Ирака Масуда Барзани. Лидер ПНД считает, что, пытаясь установить «прорывные» отношения с РПК, нынешнее правительство фактически отказывается от «борьбы с терроризмом», отдав предпочтение «переговорам с терроризмом». Д. Бахчели отметил, что внешняя политика должна быть эффективной и преследовать, прежде всего, интересы турецких граждан. По словам председателя ПНД, расчеты Р.Т. Эрдогана относительно своего политического будущего и личных корыстных целей не должны подвергать опасности Турецкую Республику. Лидер турецких националистов призвал правительство страны объявить в некоторых юго-восточных районах Турции чрезвычайное положение, а также призвал премьер-министра страны к проведению досрочных выборов.(8)
Лидер Народно-республиканской партии (НРП) Кемаль Кылычдароглу напомнил Р.Т. Эрдогану и его команде об обязанности формировать национальную политику. «Необходимо разработать совместный проект на национальном уровне и вести комплексную борьбу против терроризма», – заявил в своем выступлении К. Кылычдароглу. По его мнению, политика «демократического прорыва» не оправдала надежды турецкого народа. Комментируя результаты этой политики, лидер главной оппозиционной партии заявил, что «на деле все обещания членов ПСР оказались пустой демагогией».(9)
Лидер прокурдской Партии мира и демократии (ПМД) Селахаттин Демирташ для решения курдского вопроса в стране предложил турецким властям вступить в диалог с запрещенной в Турции РПК. Удивительно, что свое предложение он озвучил в прямом эфире одного из турецких телеканалов. С. Демирташ отметил, что в Турции существует не проблема терроризма, а проблема курдов. «В стране существуют проблемы с восприятием курдского народа, его языком и культурой. Курдский народ стоит под угрозой ассимиляции и отрицания. Вместо решения данных вопросов, правящая партия еще больше усиливает процесс ассимиляции», – заявил председатель ПМД, по мнению которого власти Турции должны проявить политическую волю и вступить в диалог с РПК в целях прекращения кровопролития. Напомним, что ранее турецкий премьер обвинил ПМД в террористической деятельности. В ответ С. Демирташ назвал Р.Т. Эрдогана лгуном, добавив: «Если премьер-министр лжет, глядя в лицо своему народу, это значит, что у него больше нет политических идей».(10)
Политический обозреватель турецкой газеты «Миллиет» Мехмет Али Биранд в своей статье, опубликованной 23 июня с.г., призвал руководство страны не прибегать к «упрощенному варианту ухода от ответственности за участившиеся теракты, а разобраться как следует в ситуации». Для этого, считает он, необходимо не поддаваться на провокации РПК и ни в коем случае не вводить чрезвычайное положение в районах активной деятельности курдских боевиков, а продолжать начатые турецкими властями внутриполитические реформы. По мнению М.А. Биранда, РПК хоть и пляшет иногда «под дудку» внешних сил, таких как США, Израиль и даже некоторых мусульманских стран, но все же преследует свои собственные интересы. И в последних террористических атаках, предполагает турецкий эксперт, РПК действовала не по указанию внешних сил, а с целью привлечения их внимания. Таким образом, курдские боевики на фоне ухудшившихся турецко-израильских и турецко-американских отношений стремились напомнить о себе Израилю и Соединенным Штатам, и продемонстрировать им свою способность наводить панику на турецких граждан и дестабилизировать обстановку в стране. Вооруженные формирования РПК, по мнению М.А. Биранда, рассчитывают на то, что внешние силы, стремящиеся оказать на Турцию давление, заметят их и оценят их возможности. Это в свою очередь поможет курдским повстанцам получить дополнительную финансовую и военную помощь. Именно поэтому, считает М.А. Биранд, турецкому руководству следует проявить «максимальное хладнокровие», по достоинству оценить угрозу и предпринимать адекватные, а не популистские меры в виде незамедлительного введения чрезвычайного положения, которое чревато дестабилизацией внутриполитической обстановки.(11)
Известный турецкий эксперт Айтунч Алтундал в своем интервью итальянской газете «La Repubblica» дал следующую оценку сложившейся в Турции ситуации и мотивам терактов: «Это еще не конец, это война. На юго-востоке Анатолии идет война между курдскими повстанцами и турецкой армией. Эту войну невозможно завершить. Конфликт настолько расширился, что рискует распространиться на всю территорию страны, все больше вовлекая иностранных туристов, чтобы создать больше шума», – считает эксперт, отмечая, что курды преследуют следующие цели – «нанести ущерб имиджу страны, подорвать экономику, уничтожить туризм». Вдобавок, по словам А. Алтундала, курдскими сепаратистами было совершено в Турции 102 поджога, в результате которых уничтожены целые массивы лесных территорий в районе Муглы, Антальи, Фетие, Эфеса». По данным эксперта, «в настоящее время реализуется тайное соглашение между Турцией и Ираном по ликвидации РПК». А. Алтундал также отметил, что в рамках турецко-иранских договоренностей в последнее время турецкие военные неоднократно вторгались на территорию Ирака с целью уничтожения курдских повстанцев.(12)
Подводя итоги, следует отметить, что в нынешних внутри- и внешнеполитических условиях в стране создалась весьма «благоприятная» почва для проявления террористической активности, чем и воспользовались курдские боевики, не подозревавшие, что тем самым дали возможность турецким властям осуществить против них свою долгожданную, ответную, заранее спланированную, масштабную и хорошо подготовленную операцию с гарантированной иранской поддержкой и трансграничными последствиями. Естественно, многие в Турции выступают против этого, однако на фоне приближающегося референдума по внесению конституционных поправок и снижения популярности действующего премьера такой шаг на сегодняшний день выглядит весьма многообещающим и наиболее оптимальным.