Сразу же после своего возвращения из визитов в Турцию, Австрию, Германию и Францию, Масуд Барзани, президент Иракского Курдистанского региона, начал арабский тур, сначала посетив Иорданию по приглашению короля Абдаллы II, а затем - Египет по приглашению его президента Хосни Мубарака. Во главе угла в переговорах Барзани в этих странах были события, связанные с ситуацией в Ираке. Тем не менее, экономические вопросы также играли важную роль в ходе переговоров. В Египте, эти вопросы также присутствовали. В эксклюзивном интервью "Шарк Аль-Аусат ", данном в Каире, президент Курдистана подчеркнул важность единства иракского народа и земли. Он сказал: "Мы не предлагаем выхода, и мы укрепляем единство".
"Эрбиль - вторая столица Ирака. В то же время, я защищаю особый характер курдского народа. Я готов к проведению саммита арабских государств, если ситуация с безопасностью в Багдаде исключит его проведение там ". Шутя Барзани добавил:" Мы могли бы также провести большую вечеринку для глав арабских государств в Эрбиле, если бы саммит состоялся в Багдаде ".
Интервью также освещало события на иракской арене, арабо-курдские отношения, а также результаты его визита в Каир, где он встречался с президентом Мубараком. Текст интервью следующий:
В: Каковы результаты вашей встречи с президентом Египта Хосни Мубараком, в частности, после того как Египет объявил об открытии египетского консульства в Эрбиле? Означает ли это начало новых египетско-курдских отношений?
Барзани: Прежде всего, встреча с президентом Хосни Мубараком была очень важна, она была дружественной и теплой. Это была возможность для меня объяснить президенту Мубараку свою точку зрения на политический процесс в Ираке и на попытки сформировать новое правительство Ирака. Я почувствовал интерес президента Мубарака к условиям в Ираке. Мы также говорили о перспективах экономического, торгового и культурного сотрудничества между Египтом и Ираком в целом и Курдистаном в частности. Я почувствовал сильное стремление президента Мубарака и египетского правительства в этой связи; это стремление взаимно.
Вопрос: Каковы приоритеты в этом египетско-курдском сотрудничестве?
Барзани: сотрудничество будет осуществляться в области инвестиций. Египетские компаниям предлагается работать и инвестировать в сферах строительства, сельского хозяйства, обмена визитами делегаций, а также проведения культурных конференций. Многие в Египте и за пределами Египта не знают, что первая курдская газета вышла в Египте в 1898 году и первая курдская радиостанция передала из Каира в 1957 году.
В: Таким образом, египетско-курдские отношения возобновляют области активного сотрудничества?
Барзани: Мы будем восстанавливать теплоту этих египетско-курдских отношений, чтобы они соответствовали нашим желаниям по форме и по существу.
В: Планируете ли вы посетить другие арабские столицы после визитов в Египет и Иорданию?
Барзани: В этот приезд я провел важные переговоры в Египте и Иордании, и я снова вернусь в Эрбиль. В будущем, я посещу другие арабские страны. Я уже посетил Саудовскую Аравию, где я отметил большой интерес короля Абдаллы ибн Абдель Азиза, Хранителя двух святынь, к ситуации в Ираке, ситуации в Курдистане, и к созданию более тесных отношений. Я был очень доволен гарантией Хранителя святынь, что Саудовская Аравия поддерживает, что иракский народ сам будет решать, и не будет вмешательства во внутренние дела Ирака, но будет поддержка обеспечения национального единства, братства и дружбы.
Вопрос: Означает ли эта арабо-курдская теплота возможность проведения саммита арабских государств в Эрбиле, если ситуация в области безопасности не позволит провести его в Багдаде?
Барзани: С юридической точки зрения, Эрбиль - вторая столица Ирака. Если условия безопасности в Багдаде, препятствующие проведению там саммита арабских государств, и Эрбиль, безусловно, готов к проведению саммита арабских государств вместо Багдада. Если саммит состоится в Багдаде, мы проведем большую вечеринку глав арабских государств в Эрбиле.
Вопрос: Считаете ли вы, ваш ответ исправлением обвинений, выдвинутых против вас, что вы стремитесь отделиться от Ирака?
Барзани: Наоборот, я настоятельно ратую за единство Ирака, и мы доказали это на практике. Однако, я также настоятельно ратую за особый характер и права курдского народа. Когда возникает ситуация, которая требует от меня защищать права курдского народа, я делаю это при сохранении национального единства Ирака, земли и народа. Я верю в историю и общую судьбу, но я не могу отказаться от дела, которому я посвятил всю свою жизнь. В то же время, я много забочусь о проблеме демократии в Ираке и об исторических отношениях между арабами и курдами. Таким образом, защиту законных прав курдского народа не следует интерпретировать как призыв к отделению. Это неправильное понимание вопроса.
Вопрос: Вы были одним из самых видных деятелей, которые способствовали появлению нового Ирака. Как вы оцениваете новый Ирак на сегодняшний день?
Барзани: Новый Ирак означает, что иракский народ должен решать свою судьбу через избирательные урны. Власть должна проходить ротацию и иметь демократические, федеративные и плюралистические компоненты
В: Факторы для достижения этого видения отсутствуют или недостаточны?
Барзани: Первый шаг - подготовка проекта конституции, который признал это тождество и новый Ирак. Остальное - вопрос осуществления конституции.
В: Что Вы скажете о формировании правительства и нынешних разногласиях между иракскими списками? Считаете ли вы, что это является препятствием для построения будущего Ирака? Как же выйти из этого тупика?
Барзани: К сожалению, мне стыдно, когда задают этот вопрос. Четыре месяца прошло с тех пор, как были проведены выборы, но правительство не сформировано. Так что, если мы не решим эту проблему, ситуация будет постыдной для Ирака и иракского народа. Мы надеемся, что иракское правительство будет сформировано как можно скорее, и мы будем предпринимать все возможные усилия для выхода из этого кризиса.
В: Есть ли какое-то внешнее положительное вмешательство, призывающее к формированию иракского правительства?
Барзани: Я полагаю, что много друзей и стран убеждают, поощряют и настаивают на скорейшем формировании иракского правительства. Я считаю, что если имеет место отрицательное вмешательство, политические силы в Ираке должны блокировать такое вмешательство.
Вопрос: Будет ли задержка в формировании правительства препятствовать запрограммированному уходу американских сил в августе?
Барзани: В соответствии с заявлениями, с которыми выступил вице-президент США Джо Байден, вопрос о формировании правительства не повлияет на график вывода американских войск из Ирака.
В: Как Вы думаете что Соединенные Штаты серьезно относится к прекращению оккупации Ирака, позволяя ему вернуться в нормальное состояние?
Барзани: Стратегическое соглашение о безопасности, которое подписали иракское правительство и Соединенные Штаты, положило конец оккупации. Тем не менее, вывод американских войск из Ирака не означает прекращения отношений между Соединенными Штатами и Ираком. Нам необходимо продолжать эти отношения. Присутствие США не означает, военного присутствия. Присутствие США может быть по дипломатическим каналам и двусторонним соглашениям.
Вопрос: Исходя из ваших особых отношений с Вашингтоном, как может помочь США в Ираке, таким образом, чтобы было обеспечено невмешательство в его дела?
Барзани: Это правда, что у нас хорошие отношения с Соединенными Штатами, и мы использовали эти отношения к выгоде Ирака, а не только ради курдского вопроса. Мы были честны с Соединенными Штатами до и после падения прежнего режима. Мы дали им подлинную картину ситуации в Ираке и нашей точки зрения. Мы никогда не обманывали их. Мы критиковали их, когда они допустили ошибки. Я сказал, что самая большая ошибка, которую американцы допустили в Ираке, было принятие резолюции 1483, которая подтвердила оккупацию. Это было большой ошибкой.
Вопрос: Когда прекратится международная опека над Ираком?
Барзани: Тут есть проблемы. МИД Ирака и правительство прилагают большие усилия для ликвидации последствий ошибок, которые были совершены в Ираке, и, чтобы положить конец международной опеке в отношении Ирака в соответствии с главой VII (резолюции ООН).
Вопрос: Находится ли курдско-турецкая проблема ближе к решению, особенно после того, как была объявлена важность мирного урегулирования?
Барзани: я был в Турции, около месяца назад, я думаю, это был очень успешный визит. Это была возможность обменяться мнениями с турецким президентом и премьер-министром, а также курдскими официальными деятелями. Я очень рад, что я почувствовал понимание и открытость Турции. Я также почувствовал новую политику Турции, касающуюся отношений с соседями, ситуации в Ираке, и курдского вопроса в Турции. Мы поддерживаем эту турецкую открытость. Я считаю, что решение курдского вопроса в Турции должно осуществляться путем диалога и мирными средствами. Мы выступаем против насилия, и мы посоветовали курдской стороне не прибегать к насилию. Отношения между Курдистаном и Турцией, в экономической и торговой областях, стремительно развиваются. Курдистан и Турция могут выступать в качестве плацдарма для содействия в экономической и торговой областях другим странам, пока ситуация в области безопасности не распространится на остальную часть страны.
В: Что касается региональных отношений Ирака, как Иран может способствовать стабильности в Ираке, вместо своего нынешнего негативного вмешательства?
Барзани: Иран, несомненно, может играть важную роль в Ираке и Турции. Кроме того, он является важным соседним государством. Ирак должен установить сбалансированные отношения с Турцией и Ираном, как большими и важными соседними странами. Я предложил правительству аль-Малики, чтобы, когда будут собраны доказательства о вмешательства какого-либо государства, эти доказательства должны быть показаны в определенном состоянии. Мы должны быть откровенными с государством и сказать ему, что то или иное вмешательство имело место. Мы должны спросить: является ли это политикой правительства, или это работа конкретного органа или органов в государстве? Я говорю, что когда мы видим, доказательства негативного вмешательства со стороны Ирана, мы должны обсудить этот вопрос с ним по дипломатическим каналам. Мы должны избежать возникновения напряженности в отношениях, поскольку такая эскалация не служат интересам ни той ни другой страны.
В: Как вы думаете,предложение Арабской Лиги о добрососедстве и диалоге с Ираном послужит арабо-иранским отношениям?
Барзани: Я считаю, что инициатива генерального секретаря Лиги арабских государств в этом плане хороша, и я надеюсь, что это приведет к положительным результатам.
В: А вы просили о конкретной помощи Ираку во время беседы с генеральным секретарем Арабской Лиги?
Барзани: Лига арабских государств может сыграть важную роль в Ираке и регионе в целом, и мы приветствуем любую роль Лиги арабских государств. Насколько это в наших возможностях, мы также оказываем им поддержку в установлении отношений между Лигой арабских государств и Курдистанским Регионом, поскольку арабский мир касается нас, и мы хотим быть понятыми без всякого сомнения в нашей позиции в любом вопросе, и мы хотим защитить исторические связи с арабами.
Вопрос: Является ли арабское присутствия в Ираке адекватными? Что необходимо Ираку в настоящее время?
Барзани: Арабы пришли в Ирак поздно. присутствие Египта было бы важным, если бы не было болезненного инцидента с послом Египта Ихабом аль-Шариф, который стал мучеником (похищен и убит террористами "аль-Каиды" в июле 2005 г. - ред). Тем не менее, факт, что роль арабского мира в Ираке не достигла необходимого стандарта.
В: Как вы видите ее в настоящее время?
Барзани: Есть толчок и желание лучшего понимания ситуации в Ираке.
В: Какова нынешняя ситуация в Эрбиле? Каковы ваши планы на будущее?
Барзани: Ситуация в области безопасности в Эрбиле стабильная, и мы постоянно консолидируем наши конституционные институты, содействуем развитию и строительству, прилагаем усилия для обеспечения полного спектра услуг для наших граждан в Курдистане, а также играем позитивную роль в решении проблем Ирака.
Интервью президента Барзани газете "Аш-Шарк аль-Аусат"
1863 | 0 |