В Стамбуле началось рассмотрение очередного дела против высокопоставленных военных
Окружной суд Стамбула выдвинул обвинение в подготовке государственного переворота против почти 200 отставных и действующих высокопоставленных чинов турецкой армии. Как утверждает следствие, армия еще в 2003 году разработала план по дестабилизации обстановки в Турции с помощью терактов и спровоцированного военного конфликта с Грецией. Целью заговора было отстранение от власти правящей исламской Партии справедливости и развития и введение военного положения.
Как говорится в обвинительном заключении, которое насчитывает почти 1 тыс. страниц, группа высокопоставленных военных замыслила совершить переворот в 2003 году, вскоре после прихода к власти Партии справедливости и развития (ПСР) во главе с премьером Реджепом Тайипом Эрдоганом. Опасения армейской верхушки вызвало намерение ПСР ввести ряд послаблений для исповедующего ислам населения, в частности разрешить ношение женских платков в государственных учреждениях и учебных заведениях. Военные, которые со времен основания Турецкой Республики Мустафой Кемалем Ататюрком являются гарантами светского характера государства, усмотрели в этом попытку исламизации общества.
Главной движущей силой заговора стали заместитель главы генштаба, командующий первой армией Эргин Сайгун, командующий ВВС Турции Ибрагим Фиртина, командующий ВМС Озден Орнек, а также адмиралы Ахмет Фейяз Огутчу и Лютфи Санкар. Нити заговора, утверждает следствие, опутали все вооруженные силы Турции, что неудивительно, учитывая посты, которые занимали заговорщики. План переворота получил название Balyoz ("Кувалда").
Основной идеей плана было создать в стране атмосферу страха и хаоса. На первом этапе планировалось провести в Турции серию терактов, для чего военные якобы собирались использовать боевиков "Аль-Каиды" и курдских сепаратистов из Рабочей партии Курдистана. В частности, взрывы с большим количество жертв должны были прогреметь в стамбульских мечетях "Фатих" и "Баязит". Одновременно по стране должна была прокатиться волна громких политических убийств. Наконец, общей дестабилизации обстановки должен был способствовать и военный конфликт с Грецией, который собирались спровоцировать турецкие военные. Как утверждает обвинение, истребитель ВВС Турции должен был вторгнуться в греческое воздушное пространство, завязать бой с противником и героически погибнуть. Все это стало бы прологом к военному конфликту. В нужный момент армия собиралась организовать масштабные гражданские акции с требованием отстранения ПСР от власти как неспособной справиться с ситуацией и передать всю полноту власти военным.
Следствие пока не ответило на вопрос, почему план "Кувалда" так и не был приведен в исполнение. С 2003 года его основные разработчики один за другим оставили посты и ушли в отставку. Однако в начале нынешнего года полиция неожиданно провела первые аресты по этому делу. Были задержаны десятки как отставных, так и действующих военных. По турецким законам фигурантам дела "Кувалда" грозит до 20 лет тюрьмы.
Все предварительные обвинения они категорически отрицают. На их сторону встал генштаб, который в специальном заявлении пояснил, что детали "плана переворота" в действительности являются "частью серий сценариев военных игр по отработке действий в случае возникновения внешней угрозы". "Данный план является частью программы генштаба в период с 2003 по 2006 год,— пояснили в генштабе.— Его цель — разработка операционных планов и обучение офицеров действиям в случае возникновения внешней угрозы для Турции".
Однако маховик уже был запущен. "Пусть никто не старается нас ввести в темные тоннели,— заявил премьер Турции Реджеп Тайип Эрдоган.— Мы никогда не боялись таких черных планов и сценариев и не будем их бояться и впредь".
Эксперты отмечают, что дело "Кувалда" как две капли воды похоже на громкий процесс по делу "Эргенекона". Несколько лет назад в Турции прошел суд над членами этой организации, среди которых было много высокопоставленных военных, которых также обвиняли в подготовке плана по отстранению от власти ПСР. В действительности, указывают наблюдатели, оба процесса нанесли сокрушительный удар по армии Турции. Премьер Эрдоган сумел отбить у военных желание вмешиваться в политику, как они делали это в 1960, 1971, 1980 и 1997 годах.
Окончательный удар по некогда всесильной армии будет нанесен 12 сентября, когда должен пройти референдум по утверждению поправок к конституции. ПСР, в частности, предлагает разрешить гражданским судам рассматривать дела военных, отменить неподсудность организаторов и участников военных переворотов, а также усложнить процедуру закрытия политических партий. В случае успеха, полагают эксперты, партия Эрдогана навсегда обезопасит себя от военных и Турция под ее началом продолжит процесс исламизации.
Александр Реутов Газета «Коммерсантъ», 130 (4430) от 21.07.2010