Халид Валид и Шорш Халид, "Институт исследований войны и мира" (IWPR)
Решение Регионального правительства Курдистана о борьбе с предполагаемой контрабандой сырой нефти почти ничего не сделало, чтобы ослабить напряженность между Багдадом и Эрбилем, и федеральное правительство продолжает требовать расследования экспорта нефти в регионе.
Кабинет КРГ на этой неделе утвердил новые меры для предотвращения контрабанды, в том числе усиленный контроль в приграничных районах и проверку распределения топлива, направляемого в КРГ из Багдада.
Их действия последовали за сообщениями западных СМИ, что десятки тысяч галлонов нефти и нефтепродуктов были незаконно перевезены в Иран через иракский Курдистан, в нарушение иракских правил и подрывая новые американские санкции, запрещающие продажу топлива в Иран.
По оценкам статьи в "Нью-Йорк таймс" от 8 июля, ежегодно за контрабандные операции получают сотни миллионов долларов.
Должностные лица КРГ отрицали обвинения, несмотря на то что предполагаемая практика была в течение многих лет секретом Полишинеля, став возможной благодаря соучастию правительства.
В своем заявлении на прошлой неделе, министр природных ресурсов КРГ Ашти Хаврами осудил заявления о контрабанде нефти, как "необоснованные".
Он сказал, что нефтепродукты легально продаются в Иран и, что центральное правительство знает о торговле. В соответствии с иракским законом, весь экспорт нефти должен быть доведен до сведения властей Багдада.
Но опровержение КРГ и новые меры не уменьшили критику со стороны Багдада, который несет ответственность за санкционирование экспорта нефти и распределения топлива по всей стране. Этот конфликт привел к дальнейшему ухудшению отношений между федеральными и курдскими чиновниками, которые часто борются за рациональное использование природных ресурсов в автономном курдском регионе.
Представитель федерального министерства нефти Асем Джихад сказал, что Багдад не знал о продаже КРГ нефтепродуктов в Иран.
Министр федерального правительства Хусейн аль-Шахристани, вызвал должностных лиц КРГ в Багдад для допроса, и сказал IWPR, что он требует документов "с указанием количества и доходов , независимо от типа - то есть сырой нефти и нефтепродуктов".
"Независимо от [продукта], это будет считаться контрабандой нефти".
Джихад называет новые меры КРГ по борьбе с контрабандой нефти "недостаточными" и пригрозил, что Багдад "исключит из бюджета КРГ любую прибыль, которую КРГ получило от этого экспорта нефти".
Около 17 процентов бюджета иракского правительства выделяется для КРГ.
Хаврами сказал в ответ, что КРГ не собирается встречаться с багдадскими чиновниками, но и оставил открытой дверь для "возможного сотрудничества между нами".
"Мне нечего сказать о требовании Шахристани, за исключением того, что у нас есть собственное правительство и парламент, и мы принимаем свои собственные решения", сказал он.
Относительная стабильность в иракском Курдистане привлекла иностранных инвесторов, которые стремится использовать огромные запасы нефти региона. Тем не менее, разногласия между КРГ и Багдадом о том, имеет ли право правительство заключать договоры и платить иностранным фирмам привели к ограничению развития нефтяного сектора в регионе.
Иракский Курдистан имеет от 20 до 25 млрд баррелей доказанных запасов нефти, по данным министерства природных ресурсов КРГ. Большая часть района остается неисследованной и по более оптимистичным оценкам, общее число доходит до 40 млрд баррелей. Министерство сказало, что иракский Курдистан в настоящее время производит около 100000 баррелей в сутки.
"Напряженности в отношениях между центральным правительством и Курдистаном из-за нефти существовала всегда", сказал Молла Абдулла Нури, курдский член парламента от оппозиционного движения "Перемены". "Теперь, когда стала достоянием гласности информация о [предполагаемой] контрабанде, она будет частью этого спора. Отношения между Эрбилем и Багдадом станут более сложными, и все политики будут использовать эту карту в свою пользу. Даже США могут использовать этот вопрос для оказания давления на курдов ".
Нури добавил, что он считает, что "большая часть информации о [предполагаемой] контрабанде нефти правда".
Одна из причин, почему министерство нефти в Багдаде, так озабочена, по его мнению, состоит в том, что некоторые нефтепродукты в настоящее время продаваемые в Иран, происходят из тех, что импортируются из других стран для облегчения нехватки бензина и других видов топлива. Как и Иран, Ирак является крупнейшим производителем сырой нефти, но ему не хватает возможностей для ее переработки, чтобы удовлетворить внутренний спрос.
В иракском Курдистане, разговоры о контрабанде нефти уже давно были обусловлены наличием иранских и иракских бензовозов в приграничных районах. Репортер IWPR в приграничном городе Пенджвин говорит о том, что 12 июля он отметил, колонну бензовозов, растянувшуюся на 10 километров в ожидании у пропускного пункта.
Хотя кабинет КРГ призвал к сотрудничеству с Багдадом, с целью предотвращения контрабанды, новые меры будут полностью осуществляться и контролироваться КРГ.
В дополнение к усиленному наблюдению на границе, кабинет министров поручил, чтобы региональное министерство финансов впредь составляло отчеты о нефтяной промышленности совместно с министерством природных ресурсов. Нефтяные экспортеры из иракского Курдистана, имеющие лицензию правительства Багдада, также должны будут получать разрешение от министерства природных ресурсов.
Хаврами сказал, что усиление контроля за распределением топлива и пунктами пересечения границы начнется "в ближайшие несколько дней".
"Мы хотим знать и быть в состоянии тщательно исследовать дела, которое осуществляется на наших границах ... так что не будет никаких проблем", сказал Хаврами.
Усиление напряженности между Багдадом и Эрбилем происходит в условиях политического тупика по поводу формирования нового центрального правительства, которое тянется уже пятый месяц после безрезультатных национальных выборов.
Развитие нефтяного сектора будет одним из важнейших вопросов, стоящих перед новым правительством Ирака. В отсутствие долгожданного закона об углеводородах - непопулярной меры, которая гарантировала бы часть доходов от нефти Ирака иностранным компаниям - эксперты говорят, что следующее правительство должно скоро принять закон, регулирующий управление и распределение всех нефтяных богатств Ирака.
Хаврами сказал, что утверждения о незаконной спекуляции топливом не повлияет на переговоры правительства в Багдаде. Как можно заметить, никакие политические блоки не имеют достаточно мест в парламенте, чтобы сформировать правительство в одиночку. Курды, имея около 40 мест, могут играть ключевую роль в потенциальной коалиции.
Но аналитик Абдулла Джафар, бывший профессор политологии из Багдадского университета, не согласен.
"Вопрос [предполагаемой] контрабанды нефти даст Багдаде повод наложить дополнительные ограничения на курдскую нефть. Поскольку этот вопрос выплыл, курды оказались в более слабом положении в иракской политике и во всем мире из-за продажи в Иран. Это дало Багдаду больше силы в его долгосрочных аргументах против курдов из-за нефтяных вопросов ", сказал Джафар IWPR.
Скандал с предполагемой контрабандой нефти подрывает позиции курдов
1866 | 0 |