Чингиз Актар, "Хюрриет Дейли Ньюс"
К концепции "демократического самоуправления" поставленной в повестку дня прокурдской Партией и демократии, или БДП, и незаконной Рабочей партии Курдистана, или РПК, так и не удалось привлечь внимание общественности. И это неудивительно. Причина в том, что мы абсолютно незнакомы с темой обсуждения.
Напротив, к примеру, недавнее решение Международного Суда в связи с провозглашением независимости Косово, по мнению всех, считается неприменимым в курдском случае и в то же время оно рассматривалось как прецедент для турецкой части Кипра. Мы еще вернемся к этой очевидной политике двойных стандартов в другой части.
За последние два века, эти земли были парализованы крайне централизаторским административным подходом. С первого документа по вопросам децентрализации, Сенед-я Иттифак (Устав Союза), введенного в 1808 от имени малолетнего султана Махмуда II, который был проигнорирован правителями с самого начала, административная практика, полностью противоречащая духу этого устава, сохранилась до наших дней.
Процесс вестернизации Османской империи, в то же время, был процессом восстановления контроля центра после потери контроля в 18 веке. Период реформ, начиная с конституционной монархии (Мешрутийет), был слишком коротким, слишком запоздалым, чтобы остановить распад империи и, конечно, недостаточным, чтобы оспорить понимание централизованной администрации. Фактически, захват власти младотурецким Комитетом Единение и прогресс с переворотом 1909 являлся приходом к власти централизованного подхода.
В последующие годы в начале 20 века, в новой республике был создан гипер-централизованный подход к власти. Севрский мирный договор, кульминация краха и потери территории, превращается в "Севрский синдром" в политической литературе, и страх разделения сохранился с тех пор без малейших изменений.
В результате, "регион", "регионализация" и "децентрализация" являются понятиями и методами, которые не обсуждались и не были слышны в Турецкой Республике. Фактически, они являются концепциями, которых все время боялись.
В этом смысле, призыв курдских политиков к "демократическому самоуправлению" слишком самоуверенный. В реальных правовых/конституционных рамках, он не может легко материализоваться. И в случае одностороннего провозглашения независимо от правовой основы, это не поможет, а лишь приведет к эскалации напряженности.
ЕВРОПЕЙСКАЯ ХАРТИЯ О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
Сегодня любой из соответствующих законов, касающихся местного самоуправления, не говоря уже о "демократическом" самоуправлении, не может выходить за рамки деконцентрации, которая является наиболее примитивной формой децентрализации, когда перегруженный центр передает, под полным своим контролем, некоторые из его обязанностей местным органам власти. Международное соглашение, которое некоторые называют в настоящее время в качестве возможной правовой основой для "демократического самоуправления", Европейская хартия местного самоуправления, 1985 г., вопреки распространенному мнению, не имеет к этому никакого отношения. Закон ¹ 3723, который утверждает хартию, был принят 8 мая 1991 г.
Принципы, перечисленные в преамбуле Хартии, касающиеся децентрализации, далеки от фактической правовой системы Турции. Например: "Органы местного самоуправления составляют одну из основ любого демократического строя; право граждан участвовать в управлении государственными делами относится к общим для всех государств – членов Совета Европы демократическим принципам; это право непосредственно может быть осуществлено именно на местном уровне; защита и укрепление местного самоуправления в различных европейских странах представляют собой значительный вклад в построение Европы, основанной на принципах демократии и децентрализации власти... "
Вторая статья, давая описание правовых и конституционных основ местного самоуправления, гласит: "Принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и, по возможности, в конституции страны". Это означает, что Турция освобождается от обязанностей по Хартии, у нас просто нет "местного самоуправления" как понятия или принципа нашей административной системы.
В Хартии содержится в общей сложности 18 статей, 11 из которых, состоящие из 31 пункта, действуют. Турецкий закон 3723 утверждает только 20 пунктов. Хотя Хартия, как и любое соглашение Совета Европы, не является обязательной, законодателями были приняты превентивные меры, чтобы не вызывать каких-либо проблем в будущем. Например, шестой пункт в статье 4, который гласит: "В процессе планирования и принятия любых решений, непосредственно касающихся органов местного самоуправления, необходимо консультироваться с этими органами, насколько это возможно, делая это заблаговременно и в соответствующей форме." не существует в турецком законодательстве.
Самое ироничное - что нынешний председатель Конгресса местных и региональных властей Совета Европы, которая является владельцем хартии, является турецким гражданином.
Если Хартия не имеет никакого практического применения, куда мы должны обратиться? К региональной политике Европейского союза, конечно. Я написал об этом много раз и буду продолжать это делать.
"Демократическое самоуправление" и децентрализация
2135 | 0 |