Владимир ван Вильгенбург, "Рудав"
Когда в Турции в 1984 году началось восстание Рабочей партии Курдистана (РПК), большинство курдов все еще проживали на Юго-Востоке. Но из-за конфликта, урбанизации и распространенности бедности в Юго-Восточной Турции, курдские иммигранты экспортировали конфликт в другие районы Турции.
Недавно журнал "Экономист" опубликовал статьи, сообщающие, что все большее число турок ставят под сомнение достоинства сожительства с этой страной, по оценкам, 14 миллионов курдов.
Несмотря на тот факт, что наибольшее число курдов обитает в Стамбуле, мало какая из провинций, на которые претендуют курды, являются этнически однородной (большинство регионов мира, не являются однородными).
"Экономист" отмечает, что через турецкую блогосферу, поддержка идеи, что курды должны идти своим собственным путем, возрастает. В прошлом конфликт между РПК и Турцией в основном сводился к юго-востоку. В то время РПК еще боролась за этническую родину. После того как турецкая армия успешно изгнала РПК из городов в противоповстанческой тактике кампании "выжженной земли" и, наконец, арестовала лидера РПК Оджалана с помощью израильской разведки, Моссад, в Кении в 1999 году, конфликт принял другую форму.
Все больше и больше курдов переехали в другие районы Турции на работу. В свою очередь РПК начала становиться активной по всей стране. РПК реорганизовалась после 2004 года, когда Турция не смогла сделать шаги по облегчению культурных ограничений и предоставить курдам больше прав. Когда РПК удалилась в иракский Курдистан, Турция не предприняла реформ, которые могли бы успокоить курдские требования. По словам турецкого журналиста Мехмета Али Биранда, Анкара думала, что проблема была решена путем захвата лидера РПК, не утруждая себя изучением политических и культурных проблем курдов. РПК решили вновь начать свою партизанскую войну. Это привело не только к новым конфликтам, но и к дальнейшей поляризации турецкого общества.
Когда я хотел посетить юго-восток Турции, большинство турок советовали мне не делать этого. Они сказали, что люди на Юго-Востоке - плохие люди. Но я нашел юго-восток более спокойным и красивым, чем некоторые части больших турецких городов, после того как я съездил туда. Крупные города, такие как Стамбул, были гораздо более опасны, чем Диярбакыр.
Видимо, в Турции есть узаконенный расизм, который похож на негативные мысли европейцев о мусульманах. Расизм является результатом турецкого национализма и опасений раздела Турции из-за этно-национальных чаяний представителей курдского меньшинства. Он также связан с синдромом Севра, связанным с убеждением турецкой элиты, что Турция окружена врагами, которые намерены разделить страну, наподобие того, как это было сделано Севрским договором, который был навязан правительству Османской империи победившими западными державами в конце Первой мировой войны Это привело бы к созданию армянского и курдского государств, в случае их осуществления.
Но у этого явления есть и экономический фон: они опасаются дешевых курдских рабочих, как и рабочие в Нидерландах жалуются на дешевых маляров или сантехников из Польши. Но, в общем, конфликт с курдами был для большинства турок далеким, как конфликты в Афганистане или Ираке для большинства европейцев и американцев. Но увеличение миграции курдов в другие районы Турции привлекло к себе внимание турецких СМИ. В результате турки становятся все более враждебными по отношению к курдам. На прошлой неделе мы увидели столкновения между турками и курдами на улицах Бурсы и в провинции Хатай. Турки атаковали штаб-квартиру курдской партии и дома, на которых не были выставлены турецкие флаги.
Проблемой для этих анти-курдских турков является то, что они не могут положить границы, отделяющей их от курдов. Они не могут заставить их остаться на бедном юго-востоке, в то время как турки пользуются всеми возможностями в "западной" Турции. Хотя Юго-Восток полностью не заполнен курдами, поляризация показывает, что многие турки смотрят на юго-восток, как на отдельный регион. Таким образом, идея турецко-курдского братства может быть брошена в мусорную корзину. Несмотря на лозунги типа "Тюрк Курт Кардестир, бюлючюлер каллестир" (курды и турки братья, сепаратисты предатели!), турки все чаще отделяют себя от курдов.
Туркам в настоящее время осталось два варианта: они либо децентрализуют свое государство, скажем, на 8 штатов, а также предоставят курдам большую политическую автономию или улучшат условия жизни курдов (и их культурные права), чтобы им не приходилось покидать Юго-Восточную Турцию. Хотя ни один из вариантов, скорее всего, не разделит Турцию, второй вариант может сохранить единство страны тем путем, какой хотят турки.
Турки должны принять курдов
2096 | 0 |