Виктор Васильев 1.voanews.com
Как уже сообщал «Голос Америки», последняя боевая бригада США покинула территорию Ирака. Ответственность за безопасность страны ныне несут иракские силы безопасности.
«Сегодня очень важный день, поскольку мы продолжаем добиваться прогресса в передаче всей полноты ответственности иракским силам безопасности», – заявил журналистам командующий войсками США в Ираке генерал Реймонд Одьерно после церемонии проводов последней боевой бригады.
Напомним, согласно заключенному в ноябре 2008 года соглашению между Вашингтоном и Багдадом, американские боевые части должны покинуть Ирак до 31 августа 2010 года. Оставшийся контингент – около 50 тыс военнослужащих – будет продолжать обучать иракские силы безопасности и оказывать им поддержку при проведении боевых операций. Однако и эти солдаты должны будут покинуть страну до 2012 года. Правда, официальные лица США уточняют, что указанные сроки могут быть отодвинуты по просьбе иракской стороны.
«Характер нашего присутствия в Ираке меняется – на смену военным усилиям, предпринимаемым нашими войсками, придет поддержка в гражданской сфере, которая будет осуществляться нашими дипломатами», – заявил на днях президент США Барак Обама.
Последствия вывода
Владимир Евсеев, старший научный сотрудник центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) положительно отнесся к сообщению о выводе американской армейской бригады с территории Ирака. По его мнению, это говорит о том, что США выполняют свои обязательства по сокращению военного присутствия в регионе: «Армия США уменьшит свои потери, а местное население не будут раздражать люди в иностранной военной форме на улицах. Скорее всего, США теперь ограничатся авиационной поддержкой иракских вооруженных сил».
К очевидным плюсам военного присутствия США в Ираке Евсеев относит свержение режима Саддама Хусейна и организацию выборов, на которых «было исправлено положение, когда суннитское меньшинство правило преимущественно шиитским Ираком», «однако полученная при молчаливом согласии Америки самостоятельность Курдистана может иметь далеко идущие негативные последствия».
Фактически курды, на взгляд эксперта, реализуют на практике идею автономного государства: «Они имеют собственные вооруженные силы, сами закупают вооружение. Есть также серьезные разногласия по поводу того, кому принадлежит Киркук. Многие полагают, что в будущем это может создать чрезвычайно тяжелую проблему, если начнется открытая борьба за нефтяные поля». Евсеев не представляет, как США будут решать эту проблему.
Одновременно Владимир Евсеев предупреждает, что не стоит успокаиваться, думая, что США удалось окончательно стабилизировать ситуацию: «Ситуация только приглушена. Последние акты терроризма показывают, что в стране есть реальная оппозиция, причем крайне радикального толка».
Евсеев не исключает того, что может возобновиться борьба за передел Ирака: «Суннитское население оказалось по сути отрезанным от нефтяных доходов, и это их подталкивает на передел собственности». Предугадать развитие ситуации он не берется, но считает, что худший момент в истории страны пройден, «ситуация несколько улучшилась»: «Вопрос о расколе государства на три части уже не стоит так остро, как прежде. Однако радикальные силы наверняка воспользуются сокращением военного присутствия США».
Проверка на прочность
Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры по внешней политике Максим Минаев, говоря о вероятном прогнозе событий, делает акцент на то, что все будет зависеть от того, насколько дееспособны иракские армия и полиция: «Сейчас идут интенсивные учения местных сил безопасности с привлечением оставшегося контингента американских войск. Они производят впечатление относительно боеспособных подразделений, готовых к тому, чтобы вступать в столкновения с военизированными формированиями исламистов». Другое дело, насколько силы безопасности Ирака способны противостоять тактике проведения мелких терактов. С точки зрения Минаева, все будет зависеть от действий спецслужб: «Американцы свою задачу выполнили, пусть и с определенными оговорками и издержками».
Отсутствие в Ираке серьезных боестолкновений, на взгляд Минаева, свидетельствует, что основная часть исламистских движений боится переходить к открытой конфронтации: «Поэтому они делают ставку на теракты, на постоянное давление на общественное мнение, на мирное население». Минаев считает, что ситуация будет во многом зависеть от того, какой формат взаимодействия выберут три общины Ирака – шиитская, суннитская и курдская – и сможет ли Багдад урегулировать ситуацию с Сирией, которая «косвенно или прямо поддерживает вооруженные группировки партии БAAC».
Вице-президент Академии геополитических проблем Владимир Анохин убежден, что США «совершенно не выполнили свою военную миссию в регионе»: «Америка просто расшевелила то гнездо проблем, которые были в Ираке всегда – прежде всего, межнациональные и межконфессиональные проблемы». Поэтому события, с его точки зрения, будут развиваться следующим образом: «Обострение ситуации внутри страны, неопределенность на международном уровне и дальнейшая конфронтацию внутри иракского общества».