А.Г. Гаджиев, Институт Ближнего Востока
Очевидно, что референдум, который состоится 12 сентября с.г. в Турции не ограничится лишь пакетом конституционных поправок. Он окажет определяющее воздействие на дальнейшую судьбу Партии справедливости и развития (ПСР), и его позитивный исход станет своего рода «вотумом доверия» для правящей партии. Опасения премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана увеличиваются с каждым днем, поскольку прогнозы экспертов относительно возможных результатов голосования носят неоднозначный характер. Более того, на предполагаемые итоги референдума большое влияние оказывают, чуть ли, не каждодневные события как внутри страны, так и на международной арене. Многие турецкие аналитики утверждают, что в случае негативного результата Р.Т. Эрдоган пойдет на досрочные выборы, не дожидаясь мая следующего года, когда должны будут пройти очередные всеобщие парламентские выборы. По сути, референдум уже начался. С 3 августа с.г. урны для голосования открылись гражданам Турции, более 6 месяцев проживающим за пределами страны.
31 июля с.г. в рамках серии митингов, проводимых с целью призвать турецких граждан к участию в референдуме и отдать свои голоса за введение конституционных поправок, Р.Т. Эрдоган выступил перед жителями Хатая. Он выразил свои соболезнования за четверых турецких полицейских, погибших в результате очередного нападения боевиков Рабочей партии Курдистана (РПК). Турецкий премьер призвал обратить внимание на время проведения этой атаки. По его словам, данный инцидент носил «сугубо провокационный» характер. Он призывал к сохранению спокойствия и ни в коем случае не браться за оружие, поскольку именно этого, по его мнению, добиваются активисты РПК.
В своем выступлении Р.Т. Эрдоган снова заявил, что ПСР, которую он возглавляет, готова покинуть правительство, если это покончит с терроризмом. «За каплю крови своего шахида, за кусочек земли своей Родины я готов пожертвовать не только властью, но и всем своим имуществом», – сказал глава турецкого правительства, но при этом напомнил, что террор в стране – явление далеко не новое, а существовавшее еще задолго до прихода ПСР к власти, и на протяжении последних 26 лет террористы пытаются дестабилизировать внутриполитическую обстановку в Турции.
Премьер-министр Турции направил несколько жестких фраз и в адрес оппозиции. «Я призываю оппозицию, которая в такой нелегкий для страны период должна относиться к происходящему с пониманием. Она же, наоборот, пытается разжечь в стране ненависть. Для них главное, чтобы ПСР проиграла, а что будет со страной – их практически не интересует!» – заявил Р.Т. Эрдоган. Отметив, что, по словам премьер-министров Великобритании и Испании по вопросу борьбы с терроризмом оппозиция в их странах поддерживала правящую партию, он заявил: «В нашей стране оппозиция заинтересована в том, чтобы обессилить нас, главное для них – победить, а судьба государства их мало интересует. Террористы наносят удары из Шемдинли, Чукурджа, Решадие, Самсуна, Д¸ртйола, а оппозиционные партии одновременно с террористами бьют из Анкары».
К прокурдской Партии мира и демократии (ПМД) турецкий премьер обратился со следующими словами: «ПМД должна призывать к сохранению мира и спокойствия в стране, а она пытается извлечь выгоду из случившейся трагедии. Делает безответственные заявления, которые лишь нагнетают обстановку. Они намерены приехать сюда (в Хатай – А.Г.) с конвоем. Спрашивается – с какой целью? Вы не полицейские и не представители силовых структур! Вам следовало бы заняться поисками демократических путей прихода к власти, а не пытаться заполучить ее антидемократическими методами». В этой связи следует обратить внимание на следующее событие: 1 августа с.г. группа сторонников ПМД во главе с председателем городского комитета партии в Элазыге Мехметом Кылычтепе намеревалась сделать заявление для прессы. Однако функционеры ПМД были подвергнуты нападению со стороны активистов Партии националистического движения (ПНД). Вовремя подоспевшая полиция разогнала турецких националистов и не позволила ПМД осуществить задуманное.
Интерес представляют призывы известных турецких религиозных деятелей. Так, лидер нурсистов Фетхулла Гюлен призвал проголосовать за принятие конституционных поправок и отметил, что «поверхностные и неэффективные споры» ни к чему не приведут. Президент Всемирной ассоциации «Эхли-бейт» Фермани Алтун заявил, что конституционные поправки следует поддержать всем представителям гражданского общества. Глава ведущей алавитской организации также отметил, что неправильно воспринимать референдум в качества соревнования между партиями.
Большое внимание референдуму уделяется в турецких СМИ, поддерживающих ту или иную политическую партию. На эту тему публикуются статьи известных научных деятелей и экспертов, дается эмоционально-красочное обоснование той или иной позиции. Кроме того, создаются отдельные сайты в интернете, призывающие турецкий народ проголосовать «за» или выступить «против» конституционных поправок. В турецкой прессе уделяется также внимание отдельным фразам и лозунгам, используемым в настоящее время политиками. Наиболее оригинальные из них выносятся на всеобщее обсуждение в интернете. Особое внимание привлекла следующая фраза из вывески на площади в Хатае: «Такое желание сказать “да” мы не испытывали даже в Зале бракосочетания».
Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время выпады правящей партии в адрес военных стали оборачиваться против умеренных исламистов. Если в 2007 г. тактика Р.Т. Эрдогана, направленная на ограничение влияния армии во внутриполитических процессах в стране, сыграла решающую роль в пользу лидеров ПСР, то сегодня подобный маневр уже не действует. Напомним, в 2007 г. конституционная поправка об избрании президента страны была принята в результате всенародного голосования, получив 78 % голосов. Критика лидеров ПСР в отношении действий «военной верхушки» последовала вслед за тем как 27 апреля 2007 г. на официальном сайте Генерального штаба Турции было опубликовано жесткое заявление, получившее название «электронного меморандума». В заявлении Генштаба писалось о недопустимости избрания на пост президента кандидата, чьи характеристики не соответствовали общепринятому профилю сторонника основных принципов кемализма, лаицизма и республики. Речь шла об избрании на пост главы государства Абдуллы Гюля. Армия наряду с оппозицией опасалась «ползучей исламизации» страны. В этом году ситуация сложилась совершенно иным образом. И, судя по опасениям Р.Т. Эрдогана и настроениям в турецком обществе, не в пользу ПСР.
В рамках последних внутриполитических событий в Турции необходимо рассмотреть состоявшееся 1 августа с.г. заседание Высшего военного совета (ЙАШ) Турецкой Республики, в ходе которого были приняты важные назначения на основные посты в «военной верхушке». Президент страны Абдулла Гюль 4 августа с.г. утвердил целый ряд новых назначений в руководстве вооруженных сил, принятый на последнем заседании ЙАШ. Так, новым начальником Генштаба турецкой армии стал армейский генерал Ышык Кошанер, занимавший до этого назначения должность главкома сухопутных сил. Согласно письменному заявлению секретариата Генштаба, на пост главнокомандующего жандармерии назначен генерал Неждет Озел, а на должность командующего сухопутными войсками по обучению и доктрине назначен генерал армии Салдырай Берк. Атилла Ышык займет пост главкома сухопутных сил. Президент отказался утверждать кандидатуру армейского генерала Хасана Ыгсыза на данную должность, заявив, что «было бы неправильно повышать в должностях генералов, в отношении которых принято решение об аресте». Аналогичную позицию занял и премьер-министр Турции. Следует отметить, что по большому счету именно из-за кандидатуры Х. Ыгсыза, который в настоящее время является командующим Первой полевой армией, в ходе заседания ЙАШ возникли серьезные разногласия между военными и гражданско-политическим руководством страны. Причиной для напряженности стало оглашенное 23 июля с.г. решение Стамбульского суда по особым делам о заключении под стражу 28 действующих генералов, в том числе 11, ждавших повышения по службе. Этот вердикт был вынесен в рамках рассмотрения нашумевшего дела о подготовке в 2003 г. переворота с целью свержения правительства Р.Т. Эрдогана (план «Кувалда»). Согласно решению суда, аресту подлежит 102 человека, в том числе генерал Х. Ыгсыз, а также бывший командующий Первой полевой армией «идейный вдохновитель» плана «Кувалда» генерал Четин Доган, экс-главком ВМС адмирал Ибрахим Фыртына и бывший главный командующий ВВС генерал Озден Орнек.
Разумеется, лидер правящей партии, запустив в прошлом году процесс «демократического прорыва», не мог себе представить, что политика, нацеленная на решение «курдской проблемы», обернется таким образом. В настоящее время функционеры РПК не только не сложили оружие, но даже наоборот, увеличили зону своей активности: через горный хребет Аманос боевики РПК достигли побережья Средиземного моря, а по линии Тунджели-Эрзинджан-Токат смогли подойти к Черному морю. Все это сильно изматывает правящую партию. Напряженная атмосфера в стране, ставшая результатом нападений на военных и полицейских в Искендеруне и Д¸ртйоле, указывает на возможные опасные для Турции последствия. Правительство связывает «провокационные события», происходящие в юго-восточных районах страны и вызывающие турецко-курдское противостояние, с намерением повысить число отрицательных голосов на предстоящем референдуме. Необходимо, однако, отметить, что РПК в течение последних нескольких месяцев неоднократно объявляла о своем намерении перейти к тактике «активной обороны», предполагавшей распространение зоны конфликта на территории районных центров. Однако, как показали последние события, турецкие власти так и не предприняли достаточных мер, чтобы противостоять этому.