Джулио Романо, "Рудав"
Я отправился в Багдад в первый раз в ноябре 2003 года. Я жил в то время в Сулеймании, а также совершил кратковременные поездки в автономный Курдистан в 2000 и 1994 годах. Может быть, это было наивно, я оказался удивлен тем, что я услышал от арабских багдадцев о Курдистане. Большинство, казалось, не ценило трагедий, которые пережили курды при Саддаме и предыдущих режимах, и не показывали больших симпатий к курдским целям в постсаддамовском Ираке. Мне говорили: "При Саддаме пострадали все", или "курды получили уж слишком много власти в правительстве!", "почему мы должны отдать им Киркуке? Они хотят отделится от Ирака!" После 2005 года я услышал знакомый дискурс: "мы должны изменить эту "курдскую" конституцию, которая дает слишком много власти регионам".
Если такое отношение продолжает быть распространенным среди не-курдских иракцев, а я подозреваю, что оно есть, то региональному правительству Курдистана, и народу Курдистана предстоят серьезные трудности. Особенно в условиях демократической системы, широко учитывающей общественное мнение. Если такие лидеры, как Нури аль-Малики или Айяд Аллави находят трудным осуществление статьи 140 Конституции, в частности о проведении референдума на спорных территориях о возможности для них стать частью иракского Курдистана, мы должны спросить "почему"?
Такие люди, как Аллави, сердечно работали с курдами в оппозиции в течение многих лет до 2003 года, и в реальности не имеют личных проблем со статьей 140 или широкой автономией для Курдистана. Они должны получить наибольшее количество голосов в новом Ираке, однако, это заставляет их считаться с взглядами общественности. Если осуществление статьи 140 означает, что они столкнутся со слишком большим возмущением арабской общественности, они на это никогда не пойдут - безотносительно к обещаниям, которые они сделают во время переговоров о формировании правительства или после этого. Это одна из причин, по которой проблема имиджа Курдистана у арабской улицы такая серьезная.
Конечно, есть виды компромиссов, деталей и специальных соглашении, по которым курдские и арабские лидеры Ирака могут вести переговоры, чтобы попытаться прийти к какой-то договоренности по статье 140, закону об углеводородах, финансированию пешмарга, а также другим вопросам. Миссия Организации Объединенных Наций по содействию Ираку (МООНСИ) даже пыталась предложить несколько возможных механизмов, за которые она подверглась одинаково суровой критике всеми сторонами. Поэтому вместо того чтобы предлагать свою магическую формулу для создания нового правительства и решения проблемы Киркука (и стать столь же популярным, как МООНСИ), я хотел бы вынести некоторые предложения по части пиара, которые могут помочь людям в Курдистане. Эти - простые предложения, которые могут помочь независимо от того, что произойдет среди политических манипуляции иракской политики.
Несколько лет назад Региональное правительство Курдистана организовало в СМИ кампанию под названием "Другой Ирак". Проведенная на английском языке в ряде американских СМИ и на арабском языке "Аль-Арабией", кампания способствовала инвестициям и туризму в Курдистане, демонстрируя красивые пейзажи, улыбающихся люди и счастливые сцены. Может быть, настало время для того же, и еще более, но на этот раз на местных иракских телеканалах, радио и в газетах. Веселые, теплые лица скажут слушателям, возможно, с курдскими акцентом на их арабском языке, что-то в духе: "Вы всегда можете посетить Курдистан. Приходите отпраздновать Ид аль-Фитр, Науруз и другие праздники вместе с нами. Насладиться прохладным горным воздухом, чистыми ручьями и нашим теплым приемом. "Это будет сопровождаться необходимыми изображениями счастливых арабских туристов, с одинаково счастливыми взглядами курдистанцев, перекрещенных иракского и курдского флагов и сообщением: "Вас приветствует Региональное правительство Курдистана." Если демонстрировать их достаточно часто, такого рода положительные образы могут закрепиться в сознании людей, постепенно смягчая негативные стереотипы в отношении курдов. По крайней мере, они могли бы обеспечить еще большее повышение растущей индустрии туризма Курдистана.
В самом деле, почему бы не сделать персидскую и турецкую версию той же рекламной кампании? Большинство турецких сетей, вероятно, изначально отказываются от рекламных объявлений, которые включают слова "Курдистан", что по крайней мере обеспечит возможность объяснить туркам, что это официальное название одного из районов Ирака ... В конце концов они поймут, как глупо играть в запрещенные слова, и примут это слово. В действительности, когда президент Турции начинает говорить слова "Региональное правительство Курдистана", даже если он потом это отрицает, вы видите, что все меняется ... Надеемся, что некоторые надежные рекламные кампании помогут изменить что-то еще быстрее.
Если повезет, даже люди, которые увидят такую рекламу, но никогда не посещали Курдистан, улучшат свое представление о курдах. Что же касается тех, кто действительно посетит Курдистан, большинство из них станут бесплатной рекламой региона, когда они вернуться домой и расскажут впечатления своим друзьям. Все арабские, турецкие, иранские туристы и деловые люди, которых я встречал в Дохуке, Хавлере [Эрбиле] и Сулеймании на протяжении многих лет казались очень довольными гостеприимством курдов, которое они испытали.
Помимо рекламной кампании туризма, курды должны думать о многих других способах улучшить свой имидж в регионе. Привезенный в Курдистан арабско-курдский сериал, с курдскими и некурдскими иракскими характерами, как друзьями, например, может сделать чудеса, если все сделано правильно, особенно если персонажи живут и обсуждают некоторые из сложных исторических и политических вопросов, которые разделяют курдов и некурдов. Другая стратегия предполагает напоминать арабским иракцам, при каждом удобном случае, что курдские лидеры проявляют интерес к общенациональным проблемам (таким, как нехватка воды в южной части Ирака, например).
Конечно, возможно и то, что никакие усилия не изменят отношение некоторых людей к Курдистану. Это не причина не стараться. В конце концов вне зависимости от того, останется или нет Курдистан частью Ирака, иракские арабы, турки и персы всегда будут соседями Курдистана.
* Дэвид Романо - обозрватель "Рудав",. Он также профессор ближневосточной политики в Университете штата Миссури и автор монографии "Курдское национальное движение" (2006, Cambridge University Press).
От редакции. На наш взгляд, предложения профессора Романо интересны, но он чересчур преувеличивает их целебную силу для разрешения политических противоречий. Верно констатировав ряд неутешительных обстоятельств, глубоко коренящихся в менталитете и идеологии иракских арабов, что же он предлагает для борьбы с ними? Рекламные ролики и политкорректные сериалы! Возможно, его подводит традиционное для западного либерала представление о разумном устройстве мира и о том, что проблемы возникают из-за непонимания, недостаточной информированности и предрассудков? Приходится признать, что с идеями типа "курды получили слишком много и хотят недопустимых вещей" и "давно пора переписать конституцию и лишить курдов их прав" невозможно бороться с помощью сериалов и видеороликов, изображающих счастливых людей на фоне скрещенных курдско-иракских флагов. В отличие американцев в кампании "Другой Ирак", где речь действительно шла о борьбе с недостаточной информированностью, иракских арабов незачем специально информировать о Курдистане - они с удовольствием проводят там лето и, в целом, хорошо знают страну и ее ситуацию. Но это знание никак не может помочь курдам в условиях господства авторитарного менталитета и шовинистической идеологии. Авторитарный менталитет не приемлет принципа автономии - будь то автономия личности или автономия народа, вообще автономии "другого". Шовинизм требует, чтобы Ирак принадлежал арабам. Так что при взгляде на ролики, изображающие красоты Курдистана, арабский шовинист, пожалуй, будет думать только об одном: "все это должно принадлежать нам, арабам". Заметим также, что арабских националистов невозможно успокоить риторикой о "братстве" хотя бы потому, что в глубине души они, как националисты, знают: они бы на месте курдов стремились к независимости. И это истинная правда: делать вид, что курды не стремятся к максимальному расширению своей независимости от Багдада, имея в идеале государственный суверенитет, было бы совершенно напрасным лицемерием. Таким образом, вопрос не в недостаточной информированности, не в наличии некоего недопонимания, а в принципиальном расхождении целей и интересов арабского и курдского национализмов. Выход - в демократизации сознания иракских арабов, в их отказе от наследия шовинистической идеологии. Такая "ментальная революция" необходима самим иракским арабам, в частности, для того, чтобы начать строить современное процветающее общество по образцам, которые представляют ближайшие арабские соседи Ирака - Кувейт и ОАЭ. Но тут курды лишь в очень слабой степени могут помочь иракским арабом - это зависит целиком от них.
У Курдистана могут быть иные друзья, кроме гор
1928 | 0 |