О.И.Жигалина, Институт Ближнего Востока
Заявленная турецким руководством «демократическая инициатива» в качестве способа решения курдского вопроса в Турции, как представляется, не способствует установлению стабильности в Турецком Курдистане. Ее суть состоит в намерении турецкого правительства разрешить проблему курдского самоуправления с помощью проведения социально-экономических реформ в районах компактного проживания курдов. Однако, по мнению турецких властей, этому препятствует военно-политическая деятельность функционеров Рабочей партии Курдистана (РПК), с которой они не могут прийти к компромиссу по ключевым аспектам курдского вопроса. Проблема автономии Турецкого Курдистана и освобождение лидера РПК А.Оджалана не позволяют сторонам договориться. Эти и некоторые другие расхождения сторон были причиной объявления турецким правительством борьбы за ликвидацию РПК.
В начале июня 2010 г. РПК возобновила военные акции против турецкой армии, тем самым нарушив мораторий на военные действия, объявленный ею ранее. Нарастанию напряженности в Турецком Курдистане служат и высказывания некоторых руководителей РПК. Так, например, Мурат Карагилан заявил, что поскольку турецкое руководство не приемлет требования партии, то РПК намерена объявить в одностороннем порядке «демократическую автономию» районов юго-восточной Турции, независимо от желания турецких властей.
В русле этих высказываний явилось заявление группы молодых курдов о создании «подразделений самообороны». Так, в частности, группа курдской молодежи района Юксельовы провинции Хаккари стали называть себя «подразделением самообороны» и объявила о своем намерении провозгласить автономию района Эзентепе, который она переименовала в район «Мартир Беретан». Эта группа перекрыла дорогу Юксельова-Ван и организовала демонстрацию, пройдя с факелами по Эзентепе, выкрикивая лозунги и разбрасывая листовки. Она заявила о своем желании переименовать еще 9 районов и провозгласить автономию этого района.
Реакция турецкого правительства на эти акции была незамедлительной. В район Шемдинли провинции Хаккари был направлен военный конвой из 15 транспортных средств, который подвергся нападению бойцов РПК. Нападение произошло, когда конвой вышел из города Юксельова в направлении Шемдинли. Хотя перестрелка продолжалась всего 10-15 минут, она вызвала панику местного населения. И это не случайно, поскольку турецкая авиации, пытаясь уничтожить бойцов РПК в приграничных с Ираком районах, обстреливает с воздуха курдские деревни, жители которых вынуждены бежать в Иракский Курдистан. Они попадают в лагерь для беженцев города Рания, расположенный на северо-запад от Сулеймании, где содержатся в ужасных условиях. Поэтому курдские крестьяне высказываются за то, чтобы бойцы РПК покинули приграничный район с тем, чтобы жители могли вернуться в свои деревни.
Проблема беженцев волнует и Региональное правительство Курдистанского региона Ирака, министр МВД которого заявил, что оно не согласно с присутствием РПК поблизости от границ региона, в котором сторонникам партии обосновываться запрещено.
Очевидно, это вызывает ответную реакцию турецких властей, пытающихся подавить сопротивление РПК, стараясь запятнать ее репутацию и представить партию как террористическую организацию. В связи с этим Турция объявила тотальную войну РПК. Ее руководство призвало также иракских курдов присоединиться к этой борьбе с целью выдворения баз РПК из Кандильских гор, на иракско-турецкой границе.
Турецкое руководство склонно рассматривать иракских курдов как своих стратегических партнеров. Прежде всего, это определялось его желанием использовать иракских курдов для ликвидации баз РПК в Кандильских горах. Турки требовали, чтобы бойцы РПК прекратили свою повстанческую деятельность с территории Иракского Курдистана против турецкой армии. Они настаивали на том, чтобы РПК сложила оружие и направила бы свои силы на развитие демократического процесса и мирное решение курдского вопроса в Турции. В связи с этим Турция стремится сблизить политические позиции с Курдистанским регионом.
Однако между Турцией и Региональным правительством Курдистана имеются существенные противоречия по проблеме Киркука и спорным территориям. Хотя М.Барзани и согласен с тем, что курдский вопрос должен решаться политическими средствами, он выдвигает встречные требования – Турция должна изменить свое отношение к проблеме Киркука, поскольку она выступает против его включения в состав Курдистанского региона, поддерживая интересы туркоман. В связи с этим иракские курды рассчитывают на то, что Турция сможет повлиять на другие политические силы Ирака с тем, чтобы они согласились осуществить ст.140 иракской конституции и решить вопрос Киркука конституционным путем.
Руководство Курдистанского региона проводит осторожную политику со своим северным соседом, не желая быть вовлеченными в конфликт между турецким истеблишментом и турецкими курдами. Оно заявило РПК свое требование о выводе ее вооруженных подразделений и баз с территории Иракского Курдистана. Хотя оно и не может предложить решения курдской проблемы в Турции, которое устроило бы обе стороны, ему важно, чтобы ситуация в Турецком Курдистане не оказывала бы негативного воздействия на безопасность Курдистанского региона и его стабильность.
Анкара стремится по возможности сократить поддержку курдами РПК и чернит это политическое движение. Так, например, взрыв нефтепровода Киркук-Джейхан, в охране которого, по данным некоторых зарубежных СМИ, участвуют и американские военные, турецкие власти тотчас же приписали делу рук функционеров РПК. Хотя некоторые политологи и согласились с позицией официальной Анкары, представляется, что это экономическое преступление является делом рук экстремистских элементов. Оно бросает тень на репутацию как оппозиционно настроенных турецких курдов, так и иракских курдов, ратующих за присоединение Киркука к Курдистанскому региону. Эта проблема обостряется по мере приближения даты начала переписи населения в Ираке, назначенной на 24 октября. С этим событием курды связывают процесс реализации ст.140 иракской конституции и последующее присоединение Киркука к Курдистанскому региону. Уже в мае с.г. местный избирательный комитет приступил к подготовительным работам. Он начал составлять списки семей, регистрировать здания и пр. При этом стали возникать непредвиденные проблемы, которые требуют разрешения до начала переписи. В их числе, например, вопрос об определении границ района. Он связан с тем, что во время проведения политики «арабизации» С.Хусейном некоторые курдские поселения были исключены из состава провинции Киркук, а арабские, напротив, включены в ее состав, как, например, город Хувайджи, расположенный на западе провинции. В связи с этим арабское и тюркское население выступает за реализацию ст.23 конституции Ирака, согласно которой необходимо иметь местную регистрацию, что позволит идентифицировать жителей, являются ли они киркукцами или жителями других регионов. В противном случае арабское и тюркское население бойкотирует перепись. Оно не согласно с тем, что некоторые курды, зарегистрированные в Киркуке, продолжают жить и работать в Эрбиле и Сулеймание. Поэтому они сомневаются в увеличении курдского населения Киркука. Если они не будут охвачены подготовительным процессом, то, возможно, не будут учтены во время переписи 24 октября. Арабское и тюркское население в принципе не согласно с этой датой, аргументируя тем, что это мероприятие должно проводиться в условиях стабильности. Оно противится тому, чтобы Киркук был включен в состав Курдиcтанского региона.
Это мнение не разделяет международное сообщество. Так, ООН полагает, что Киркук должен быть либо расчленен между соперничающими сторонами, либо ему следует предоставить полуавтономный статус.
Таким образом, ситуация в курдском ареале Турции, а также приграничных с ним районах компактного проживания иракских курдов остается напряженной, обусловленной, кроме прочего, проблемой вывода американских войск из Ирака. Очевидно, что вооруженная борьба турецких военных с РПК неэффективна. Не случайно, председатель прокурдской Партии мира и согласия С.Демирташ выступил с инициативой заключения перемирия между турецкой армией и РПК с тем, чтобы открыть дорогу переговорам по курдскому вопросу. Он призвал сторонников правящей Партии справедливости и развития» прекратить поддержку ведения военных операций против активистов курдского движения.
Понятно, что курдский вопрос в Турции не может быть решен путем войны и экстремизма. Может быть, многосторонняя международная комиссия, пользующаяся доверием курдской оппозиции и турецкого руководства, смогла бы сдвинуть с мертвой точки процесс курдского урегулирования? Но это покажет история.