Российские компании, работающие в Ираке, рассчитывают, что вывод из страны американских войск не скажется негативно на их деятельности.
До начала боевых действий в 2003 году в этой стране работал целый ряд российских компаний. Так, государственные "Зарубежнефть" и "Татнефть" имели контракты на бурение скважин и разведку. В 1997 году консорциум в составе ЛУКОЙЛа (68,5%), "Зарубежнефти" (3,25%), "Машиноимпорта" (3,25%) и министерства нефти Ирака (25%) подписал соглашение о разработке месторождения Западная Курна-2 на условиях СРП на срок 23 года с возможностью продления еще на 5 лет. Однако санкции в отношении Ирака не позволяли реализовывать нефтяные проекты. В 2002 году Багдад объявил о расторжении контракта.
В декабре 2009 года консорциум в составе ЛУКОЙЛа и норвежской Statoil победил в тендере на право освоения Западной Курны-2, то есть фактически вернул уже однажды полученный проект. Извлекаемые запасы месторождения оцениваются примерно в 12,9 млрд баррелей нефти. Доля ЛУКОЙЛа в консорциуме составляет 85%, доля Statoil — 15%. В соответствии с условиями тендера 25% в консорциуме должно быть передано иракской госкомпании. Таким образом, доля ЛУКОЙЛа составит 63,75%, доля Statoil — 11,25%.
В ЛУКОЙЛе говорят, что вывод войск США компанию не затронет, так как "безопасность сотрудников и их работы на контрактной основе осуществляет иракская South Oil Company и ее спецподразделения". "ЛУКОЙЛ постоянно контактирует с полицией и различными структурами, отвечающими за безопасность. С ними есть абсолютно четкие договоренности, и ставку мы делаем на них",— пояснили в компании. В конце 2009 года ЛУКОЙЛ обещал вложить в 2010 году в Ирак $300 млн, а за четыре-пять лет — $4,5 млрд.
Второй российской нефтекомпанией, получившей контракт в Ираке, стала "Газпром нефть". В начале 2010 года компания в качестве оператора консорциума (30%) выиграла тендер на разработку месторождения Бадра с запасами 2 млрд баррелей. Остальными членами консорциума стали корейская Kogas (22,5%), малайзийская Petronas (15%) и турецкая TPAO (7,5%). Иракскому правительству принадлежит 25% в проекте. Реализация проекта рассчитана более чем на 20 лет. Начало работ планируется в 2010 году. Предполагается, что объем добычи нефти составит около 170 тыс. баррелей в сутки (8,5 млн тонн в год). Вчера в "Газпром нефти" отметили, что "вывод войск США из Ирака никак не меняет планы "Газпром нефти", касающиеся реализации проекта Бадра".
Вторым направлением работы российского бизнеса в Ираке до войны была электроэнергетика. В стране работали "Технопромэкспорт", "Энергопром", "Интерэнергосервис". Но в 2003 году после начала боевых действий граждан РФ из страны эвакуировали, и проекты были остановлены. Сейчас российские специалисты "Технопромэкспорта" работают на двух проектах в Ираке — ТЭЦ "Юсифия" и ТЭЦ "Харта". Строительство "Юсифии" было начато еще до войны, но заморожено в 2003 году. Сейчас на "Юсифии", серьезно пострадавшей от военных действий, проводится оценка объекта, пояснили в "Технопромэкспорте". Компания также длительное время вела переговоры по ТЭЦ "Харта", добиваясь гарантий безопасности для персонала. Сейчас на "Харте" уже ведется строительство, отметили вчера в "Технопромэкспорте". Связаться с представителями "Энергопрома" и "Интерэнергосервиса" вчера не удалось, об их деятельности в Ираке после начала войны ничего не известно.
В Ираке также работают "Силовые машины". В 2008 году компания возобновила поставку и монтаж оборудования на ГЭС "Аль Адаим". Кроме того, "Силовые машины" являются поставщиком оборудования для ТЭС "Дибис".
Ольга Мордюшенко, Владимир Дзагуто, Дмитрий Беликов
Газета «Коммерсантъ» 152 (4452) от 20.08.2010