Иванов Станислав Михайлович, Kurdistan.Ru
Весьма важным этапным событием в политической жизни Ирака стал вывод из страны американских боевых частей. В ночь с 18 на 19 августа 2010 года 4-я бригада 2-ой пехотной дивизии сухопутных войск США пересекла ирако-кувейтскую границу и, тем самым, на две недели раньше намеченного срока Пентагон завершил вывод своих боевых частей и соединений из Ирака. Как известно, несколько ранее, уже к сентябрю 2009 года, Ирак покинули воинские контингенты других стран, входивших в состав Международных коалиционных сил (всего в военной операции в Ираке участвовали войска 49 государств и воинский контингент ООН).
С момента вторжения в Ирак в марте 2003 года вооруженные силы США потеряли почти 4,5 тысячи военнослужащих убитыми и около 32 тысяч ранеными. По самым приблизительным подсчетам, за семь лет пребывания в стране войск США и их союзников (группировка свыше 250 тыс. чел.) погибло свыше 1 млн. иракцев, несколько миллионов получили ранения и увечья, около 4 млн. бежало в Сирию и другие страны. Эти цифры, к сожалению, скорее всего неокончательные. Ежедневно теракты уносят все новые жизни местных граждан и иностранцев. В Багдаде на днях заявили, что своими силами обеспечить полную безопасность в стране иракским властям не удастся до 2020 года. Поэтому в Вашингтоне не скрывают, что сроки полного вывода войск США из Ирака могут быть пересмотрены по просьбе иракской стороны.
По сообщению Пентагона, с выводом последних американских боевых частей завершается операция США в Ираке под названием «Иракская свобода» и с 1 сентября 2010 года начинается операция под кодовым названием «Новая Заря». В новой операции будут задействованы свыше 50 тысяч американских военнослужащих и сотрудников частных охранных структур, которые остаются в стране, по меньшей мере, до конца 2011 года. В их числе будет и личный состав двух боевых бригад, которые переименованы в "бригады помощи и поддержки". В функции остающегося американского контингента входит обучение и подготовка иракских военных и представителей других силовых структур, охрана дипломатических представительств, участие в контртеррористических операциях и т.п. Участие американцев в масштабных боевых действиях предусматривается только в случае крайней необходимости. Вместе с тем, командующий войсками США в Ираке генерал Рэй Одиерно накануне заявил, что «американские военные могут вернуться в Ирак для выполнения боевых задач, если это потребуется».
По самым предварительным оценкам, политические и военные итоги военной операции США и их союзников в Ираке оказались весьма далеки от провозглашенных Вашингтоном в 2003 году целей и задач. Американцам сравнительно легко, с небольшими потерями в течение одного месяца удалось свергнуть диктаторский, антинародный режим Саддама Хусейна. Однако вслед за этим страна, несмотря на присутствие свыше четверти миллиона иностранных военных, погрузилась в многолетний хаос и массовое насилие. Имиджу «освободителей» иракского народа был нанесен значительный ущерб тем, что в стране так и не были обнаружены какие-либо свидетельства наличия у С.Хусейна оружия массового уничтожения или компонентов для его изготовления. Таким образом, был разрушен один из главных мифов, сфабрикованных западными спецслужбами, послуживший предлогом к вводу войск США и Великобритании в Ирак. Не подтвердились также и «разведданные» о связях С.Хусейна с «Аль-Каидой». Последующие разрушения жилых кварталов, инфраструктуры, гибель мирных жителей в ходе военных операций союзников и так называемых «зачисток», факты пыток заключенных в тюрьме «Абу-Грейб» и на базе «Гуантанамо» - все это вызвало ответную самую негативную реакцию как среди иракского народа, так и в целом в исламском мире. Даже у себя на родине и в Европе администрация США вынуждена была оправдываться и извиняться за допущенные просчеты, ошибки и преступления военных и представителей спецслужб. Решение Вашингтона вывести войска из Ирака было продиктовано не только давлением общественного мнения самих американцев, необходимостью сокращения военных расходов в условиях мирового финансового кризиса, но и весьма сложной ситуацией в Афганистане, где похоже американцы увязли надолго и терпят поражение в войне с талибами и «Аль-Каидой», а также нарастанием конфронтации Белого дома с Тегераном. Несмотря на сохраняющуюся экономическую и военную мощь США, они уже не в состоянии участвовать сразу в двух крупных локальных вооруженных конфликтах и остановить ракетно-ядерную программу Ирана.
Таким образом, вывод боевых частей США из Ирака ни в коей мере не явился следствием успешного завершения американской «освободительной» миссии в этой стране, которая продолжает переживать затянувшийся правительственный кризис, практически ежедневно подвергается террористическим атакам, балансирует на грани распада по этно-конфессиональному признаку и возобновления гражданской войны. За истекшие семь лет американцам так и не удалось создать в Ираке подлинно демократического государства и гражданского общества, достигнуть довоенных уровней добычи нефти. С одной стороны, этому есть объективные причины: Ирак - искусственно созданное английскими колонизаторами на базе трех велайятов Османской империи марионеточное государство. Только в 1932 году Ирак получил формальную независимость и вступил в Лигу наций. Затем пронацистский переворот 1941 года, бегство короля, английская оккупация, череда военных переворотов, завершившихся приходом к власти баасистов (арабских националистов) во главе с С.Хусейном, который на долгие годы узурпировал власть, опираясь на свой тикритский клан и арабо-суннитскую баасистскую верхушку. В этот период им были разгромлены и физически устранены все союзнические и оппозиционные политические партии (коммунистов, курдов и др.), развязаны чистки и массовые казни шиитского большинства и северян-курдов. Восьмилетняя бессмысленная война с Ираном и оккупация Кувейта окончательно подорвали авторитет С.Хусейна внутри страны и в глазах мирового сообщества. Выросли поколения иракцев в страхе и ненависти, не знавшие элементарных прав и свобод. Традиций парламентаризма и демократии в стране не было. Крах этого режима, как и смена власти суннитского меньшинства в Ираке, были закономерны, но мало кто задумывался тогда, что же будет в стране после баасистов? Примирить уже в новых послевоенных условиях интересы трех основных групп населения: арабов-шиитов, арабов-суннитов и курдов оказалось вовсе не так просто. Американцы не учли, что внутри даже этих, наиболее крупных групп населения, сохраняются серьезные внутренние клановые, политические, религиозные и другие противоречия. Велико влияние на них соседних государств. И если Вашингтону удалось все же примирить две основные военно-политические группировки курдов (ДПК и ПСК), то среди арабов-шиитов и арабов-суннитов до сих пор такого единства не достигнуто. Одним из итогов такого положения явилось затянувшиеся безвластие в стране. Как известно, в марте-мае 2010 года в Ираке прошли очередные парламентские выборы, но в силу сохраняющихся разногласий между самими арабами-шиитами и в их противостоянии с арабами-суннитами, в стране не удается созвать первое заседание нового парламента и сформировать новое правительство. Противостояние между действующим премьер-министром Н.аль-Малики и бывшим премьер-министром А.Алави, коалиции которых набрали почти равное количество голосов, зашло в тупик. В этой обстановке вывод войск США, с одной стороны, может снизить накал антиамериканских настроений в иракском обществе, с другой – может усилить вмешательство во внутренние дела Ирака региональных игроков и обострить внутриполитическую борьбу. Уже сейчас отмечается усиление давление Тегерана на проиранские шиитские группировки на юге страны, Сирия и страны Персидского залива оказывают по каналам спецслужб и неправительственных организаций помощь различным суннитским группировкам, Турция – туркоманам и т.д. Важное стратегическое положение Ирака на Ближнем и Среднем Востоке и запасы его углеводородов мирового значения продолжают притягивать к нему внимание не только США, стран Запада, но и региональных центров силы. Складывается впечатление, что внешние силы устраивает ситуация управляемого хаоса в Ираке. Похоже на то, что многие хотели бы сохранить очаг военной конфронтации и террористической активности в этой стране на неопределенно долгое время. К сожалению, сами иракцы пока еще не смогли продемонстрировать свою готовность к достижению национального согласия и примирения. Не без влияния извне они продолжают находиться в плену сложившихся за долгие годы баасистской диктатуры стереотипов и представлений о враждебности других этно-конфессиональных групп. Кстати, справедливости ради следует отметить, что, несмотря на сравнительно короткий срок существования иракского государства, сепаратистские настроения среди подавляющего числа иракцев популярностью не пользуются. Практически все иракские политические силы и группировки стремятся доминировать в центральных органах власти и не допускают мысли о разделе Ирака. Исключение, пожалуй, составляют курды, которых устраивает достигнутый ими статус субъекта федерации с самыми широкими правами и полномочиями и пропорциональное их численности представительство в Багдаде. Они не претендуют на единоличную власть в стране, но и не хотели бы распада Ирака, чтобы не оказаться один на один с Турцией или Ираном. Лидеры курдов могут провозгласить независимость Иракского Курдистана только в случае развязывания гражданской войны между арабами-суннитами и арабами-шиитами или их объединенного выступления против курдов. При этом в Эрбиле рассчитывают на помощь и поддержку своего стратегического партнера еще со времен совместной борьбы с режимом С.Хусейна - США.
Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН, кандидат исторических наук Иванов Станислав Михайлович
К выводу боевых частей США из Ирака
2004 | 0 |