Высший Выборный Совет принял решение о вынесении на референдум пакета конституционных изменений, одобренных президентом Турции Абдуллахом Гюлем. Референдум назначен на историческую для Турции дату – 12 сентября. Ровно 28 лет назад, в 1982-ом, после военного переворота 1980 года, была принята действующая конституция. В народе ее еще называют «военной Конституцией», «Конституцией хунты», которая существенно ограничивала права профсоюзов и сильно расширяла юрисдикцию военных.
В последние месяцы в преддверии референдума Турцию начало не на шутку лихорадить. Оппозиция и прокурдская партия БДП выступила с резкой критикой референдума.
Глава Партии Националистического Движения (турецкая аббревиатура MHP) Девлет Бахчели на выступлении в Анкаре в Концертном Зале Балгат Анадолу заявил, что Турция не нуждается в конституционных изменениях, потому что «Конституция 1982 года была принята выбранной военными гражданской комиссией». «Нашей стране еще далеко от того, чтобы проводить конституционные изменения. Сегодня политическая жизнь Турции находится в состоянии застоя и поляризации политических сил», – так довольно пространно объяснил глава ПНД причину своего отказа поддержать референдум. Также Девлет Бахчели обвинил правящую партию в «сговоре» с «террористической» Рабочей Партией Курдистана: «У РПК и ПСР одни и те же цели! ПСР не оставила идею «катастрофы», которую они называют «демократические преобразования» и подстрекание к национальной розни», – заявил в конце своей речи глава Партии Националистического Движения, намекая на «курдскую инициативу» правящей партии.
У прокурдской Партии Мира и Демократии (турецкая аббревиатура BDP) совсем другие причины бойкотировать изменения в Конституцию. Сопредседатель ПМД Селяхаддин Демирташ на своем выступлении в Арарате заявил следующее: «Если Кенан Эврен и военная хунта не признавали ни нас, курдов, ни наши права, то Эрдоган признает нас как нацию, но не признает наши права. Мы будем бойкотировать Конституцию, которая не учитывает ни одного нашего требования».
Республиканская Народная Партия (турецкая аббревиатура CHP) обвиняет Партию Справедливости и Развития в кулуарности и монополизации подготовки конституционных изменений. По мнению РНП, ПСР не учла мнений других партий. «На кухне одной партии Конституция не пишется!» - цитирует Главу РНП Кемаля Кылычдароглу турецкая газета «Yenişafak». «Об изменениях в Конституцию никто ничего не знает. Они ставят нас перед свершившимся фактом. Мы не понимаем, что происходит», - заявил призывающий проголосовать «против» конституционных изменений Кылычдароглу.
Создается впечатление, что за насыщенной популистскими заявлениями оппозиции скрывается неспособность конструктивно повлиять на процесс принятия решений на высшем уровне и отсутствие даже минимальной программы реформ, которая бы могла сделать конкуренцию, хотя пусть и робким, но нацеленным на комплексное реформирование общества инициативам правящей партии.
По сообщению турецкого телеканала NTV, Государственный министр и главный переговорщик от правящей Партии Справедливости и Развития Эгемен Багыш на пресс-конференции в Стамбуле в резких выражениях критиковал противников референдума: «Только безумец может сказать «нет» Референдуму». – заявил Багыш. «Разве логично, не зная, в чем заключаются конституционные изменения, голосовать «за» или «против»?» – возмущался он.
Существует в турецком обществе и третья точка зрения. «Недостаточно, но мы скажем да», - вот лозунг, который все чаще можно услышать на турецких улицах. Многие представители интеллигенции, юристы и общественные деятели настаивают на важности юридического аспекта события. По сообщению турецкого интернет-портала «Haber 50», Глава Ассоциации Юристов «Ахенк» Хаяти Селамет так объясняет эту позицию: «Изменения в Конституцию должны рассматриваться с юридической точки зрения. К сожалению, люди решают голосовать «за» или «против» в зависимости от симпатии к той или иной партии. Неважно, какой партии принадлежит эта инициатива, гораздо важнее, пойдут ли изменения Конституции на пользу нашему государству».
В чем же заключается юридический аспект изменений в Конституцию? Необходимо начать с того, что, действительно, конституционный пакет не носит революционный характер и не меняет самой сути Основного Закона. Однако его принятие даст возможность осудить военных преступников 1980 года, в том числе Кенана Эврена, седьмого президента Турции и ставленника хунты: 15 статья Конституции не позволяла отдавать под суд членов Совета Национальной Безопасности и парламентского Совета времен правления военных, отменяется.
Военных будет судить гражданский суд, а гражданских лиц будет запрещено отдавать военному суду. Также Главу Генерального Штаба и Главу Парламента будет судить Верховный Суд. Такая мера призвана сделать суд над военными более независимым.
В конституционных изменениях предусматривается усложнение процедуры закрытия партии. У Турции богатая история партийной чехарды и отстранения депутатов от политической деятельности. Последний пример – закрытие Конституционным Судом прокурдской Партии Демократического Общества в этом году и лишение депутатского мандата двух ее выдающихся членов – Айсель Туглук и Ахмеда Тюрка. Если изменения в Конституцию будут приняты, Туглук и Тюрк смогут опротестовать решение Конституционного Суда и вернуть себе депутатский мандат.
В Турции довольно легко стать «невыездным». Если раньше такой «приговор» получали «вольнодумствующие» граждане, то сейчас «невыездным» можно стать и за долги и неуплату налогов. Решение на этот счет выносит Налоговое управление. Пакет конституционных изменений включает отмену этого механизма. Решение о запрете выезда из страны будет приниматься только в судебном порядке.
Конституционные изменения принесут значительные изменения в трудовую жизнь страны. «Белым воротничкам» – офисным работникам и чиновникам – будет разрешено подписывать коллективные договоры. Также снимается запрет на разные виды политического протеста на рабочем месте: стачки, локауты, всеобщие и итальянские забастовка, снижение производительности и т.д.
Вводится должность омбудсмена и создается Комитет общественного контроля, на который возлагаются функции надзора за соблюдением прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц.
Активисты движения «Недостаточно, но мы скажем да» надеются на то, что принятие изменений в Конституцию внесет важный вклад в процесс демократизации страны и станет первым шагом к разработке совершенно нового Основного Закона.
Член Партии Благополучия, политик и общественный деятель Эрол Эрдоган в интервью турецкому телеканалу «TVNET» высказал свои опасения насчет референдума: «За историю республиканской Турции было проведено всего пять референдумов. Референдум 12 сентября будет шестым. Мы видим, что в нашей стране традиция референдумов неразвита. Вопросы, выносимые на всеобщее голосование, должны быть предельно четкими и ясными, но, к сожалению, референдумы в Турции, включая и этот последний, не отличаются четкостью постановки вопроса». Однако, политик оптимистично настроен: «Мы приложим все усилия, чтобы не только те, кто отдали голос за нашу партию на выборах, но и все остальные граждане положительно проголосовали 12 сентября», – заявил Эрол Эрдоган.
Автор: Ольга Мазал turkishnews.ru