Вадим Макаренко, Kurdistan.ru
Чтобы положить конец нынешнему конституционному кризису, «Альянс Курдистан» выдвинул 19 требований, обусловливающих участие курдов в формирующемся правительстве, направив их ведущим политическим блокам, спор между которыми и не дает возможности сформировать это новое правительство Ирака по итогам мартовских выборов.
Эти требования обозначают как «курдские». Да курды их выдвинули, но ничего специфически курдского в них нет. Даже в тех случаях, когда курды настаивают на том, чтобы тот или иной пост занимал представитель «Альянса Курдистана», например. в отношении постов президента Ирака и генерального секретаря Совета министров, это означает лишь то, что другие важные посты (например, премьер министра) будут заняты представителями других блоков, а не представителями «Алдьянса Курдистана». Это звучащее как курдское требование означает лишь одно: давайте последовательно проведем принцип федеративного, том числе, естественно, и этнического представительства через структуры исполнительной власти, а не отдадим центральную власть на полный откуп будущему премьер-министру, который в этом случае может почувствовать себя, как это и было с Нури эль-Малики, совершенно независимым от парламента и других партий-партнеров по формально коалиционному правительству. Курды знают, что говорят, поскольку они прошли суровую школу в правительстве Нури эль-Малики, которую, кстати, не выдержали суннитские представители. Требования, безусловно, отвечают интересам курдов, но они являются требованиями, выдвинутыми в интересах всех иракцев, если они намерены сохранить единое демократическое государство.
Курдов обвиняют в том, что они не принимают идею унитарного государства, а снова ратуют за свободную (или слабую) федерации, некоторые критики курдов даже используют определение «loose banana confederation». Нынешние выборы, как и выборы 2006 года, показали, что иначе в Ираке быть не может, поскольку подавляющее (можно сказать: конституционное) большинство граждан Ирака очущают себе прежде всего суннитами, шиитами, туркменами или курдами, а, следовательно, стране нужен механизм представительства во власти не абстрактных граждан, лишенных этно-конфессиональной определеннности, а тех конкретных граждан разных конфессий и национальностей, которые живут в Ираке и которые в первую очередь связывают гарантии своей личной безопасности и процветания своих семей с собственной этноконфессиональной общностью. Может быть, это черта, которая и кажется кому-то пережитком, но такова реальность нынешнего Ирака.
На то, что это чувствительная материя, указывает затяжка с проведением общеиракской перепеси населения. Ее результаты будут иметь крайне важное значение для осознания того, что Ирак уже стал страной преимущественно шиитской и их доля обозначится как весьма существенная, а на практике придется перераспределить число мест от провинций пропорционально численности их населения, что внесет существенные коррективы в их представительство в федеральной власти. Скорее всего, реально преимущественно суннитская «Иракия» больше не сможет повторить свой успех, поскольку не получит такой доли голосов, как на этих выборах, прошедших по старым спискам, когда число депутатов от провинции было определено больше политически, чем статистически.
Многие считают, что путь федеративного развития для Ирака был уже отвергнут в конституции 2005 года. Это не так. И в той мере, в какой в этой конституции федеративного государства не удалось последовательно и достаточно провести принцип федерализма и создать необходимые сдержки и противовесы проив усиления власти одного должностого лица – премьер-министра, в этой же мере обозначилась глубина нынешнего конституционного кризиса. И он может стать только глубже, если не принять нынешние курдские поправки к конституции. Это сложно, потребуется время, но абсолютно также принималась и сама конституция. Как говорится, глаза боятся, руки делают, чем раньше рассмотрят, тем раньше примут.
Поэтому крайне опасны попытки уйти от рассмотрения по существу представленных поправок в расчете на то, что и без курдов можно сформировать новое правительство, а те, в свою очередь, «из Ирака» никуда не денутся. На бытовом уровне даже обсуждаются варианты силового подавления возможного курдского сопротивления действиям центрального правительства, если оно будет сформировано без участия курдов и вопреки их позиции, по крайней мере в провинции Киркук (Тамим). Проблема не только в курдах, но и в шиитах, туркменах, ассирийцах и других этинических и конфессиональных группах, а скоро и сами сунниты осознают себя меньшинством, которое нуждается в механизмах, гарантирующих их права на самобытность. Это станет тем скорее понятно, чем скорее разрешится нынешний кризис, а разрешится он, если не удастся прийти к консенсусу и компромиссу, не в пользу суннитов.
Киркук – безусловно, камень преткновения, который поляризирует стороны. Его значение далеко не исчерпывается нефтяными богатсвами, которых там осталось не так уж много по сравнению с другими районами Ирака, особенно по сравнению с Басрой. Этот город из осязаемого предмета спора становится символом противостояния курдов и арабов в Ираке, действительно превращается во второй Иерусалим. Звучат голоса арабов и туркмен, что «140 статья конституции Ирака уже мертва», но это вряд ли приемлимо для курдов, как и заявляемый кое-кем отказ от других положений нынешней конституции. Это неконструктивный подход. Курдские предложения, наоборот, развивают и дополняют конституцию, не отказываясь от того, что в ней уже изложено.
Можно, конечно, считать, что только непомерные личные амбиции мешают Малики и Аллави договориться между собой, но реально причина в том, что нынешняя конституция ставит премьер-министра в исключительное положение, позволяя ему после назначения на пост практически игнорировать представительную власть, а шаги, предпринятые накануне выборов к уменьшению полномочий Президентского совета, вплоть до его ликвидации, лишь сильнее исказили пропорции политической системы Ирака, превратив ее в потенциально тоталитарную, провоцирующую появление политической фигуры, аналогичной Саддаму Хусейну, по крайней мере, по своим властным полномочиям. Предалагаемое курдами создание Совета национальной безопасности - необходимая мера, которая должна хотя бы теоретически заблокировать опасность военного пререворота, разграничив полномочия должностных лиц на высшем уровне. Важная предусмотрительность, особенно учитывая риски предстоящего периода. Ограничение полномочий премьер-министра и увеличение функций, которые передаются на уровень провинций или регионов, которые не только могут, но и должны возникнуть, если будут приняты курдские поправки, действительно заблокирует появление «сильного Багдада», но это гарантирует развитие Ирака как полицентричного федеративного государства, где власть регионов будет ограничиваться как местными законами, так и общеиракской конституцией. А их стремление к самостоятельности – необходимостью общегосударственной кооперации регионов ради собственного же процветания.
Умозрительная идея сильного Багдада и унитарной формы государства, помноженная на уверенность, что курдам, со всех сторон зажатым в своих горах «старыми врагами», ничего не останется как смириться с диктатурой (арабского) центра, крайне опасна, поскольку опять выводит Ирак на порочный круг, в ошибочном расчете, что на этот раз центру все-таки удастся перемолоть курдов.
Центр страны, даже ослабленный административно, должен стать реально федеративным, не арабским и не курдским, стать местом, где все административные единицы страны и все организорванные в них народы чувствую себя одинаково комфортно. Курды обоснованно не связывают проблемы центральной власти исключительно с кандидатурой Малики на пост премьера. Дело не в конкретной фигуре и не стоит демонизировать Малики, дело в системе власти, которую необходимо усовершенствовать. Курды предлагают путь к этой цели. Было бы большой ошибкой отвергнуть эти предложения, сделанные в интересах всех народов Ирака и ради сохранения целостности и суверенитета страны.
Ниже приводятся предложения по выходу из кризиса, которые сделал «Альянс Курдистана»:
1. Приверженность конституции и всем ее условиям, а также сохранение федеральной демократической системы государственного устройства.
1. Commitment to the constitution and all of its terms, as well as preserving a federal system of democracy.
2. Формирование всеохватывающего национального правительства, которое будет включать все ключевые иракские партии и объединения. 2. The formation of an inclusive national government that includes all key Iraqi groups.
3. Приверженность принципу партнерства в принятии решений должна поддерживаться следующим образом: 3. Adherence to the principle of partnership in making decisions must be maintained as follow:
А – Должен быть сформирован Совет национальной безопасности на основании закона, который должен быть принят одновременно с утверждением правительства. A- Council of National Security must be formed by a law to be voted on at the same time of the approval of the government.
В – Должны быть приняты внутренние правила для Совета министров, которые внесут ясность в вопросах об источнике принятия решений, о групповых решениях, определят объем полномочий премьер-министра и его замистителей. B- Setting an internal regulation for the Council of Ministers that clarifies the source of decision-making, group-made decisions, and the amount of power prime minister and its deputies seize.
С – Приверженность принципу консенсуса (тавафук). C- Adherence to the principle of Tawafuq (Consensus).
4. Формирование Совета федерации в течение года с момента формирования правительства. Президент Ирака и его заместители должны иметь право вето. 4. The formation of a federal council in a year`s time after the government is formed. The president of the republic and his deputies must have the veto power.
5. Избирательный закон должен быть изменен, чтобы все граждане Ирака были справедливо представлены в представительных органах власти. 5. The Election Law must be amended in order to fairly represent all Iraqis.
6. Всеобщая перепись должна быть проведена в запланированное время. 6. A general census must be conducted during its scheduled time.
7. Пересмотреть структуру вооруженных сил и других сил безопасности, одобрить и провести в жизнь принцип баланса. 7. Reconsidering the complex of the armed forces and other security forces and approving of and implementing the principle of balance.
8. Внедрить принцип баланса во всех институтах, включая министерства и самостоятельные комитеты и другие учреждения. 8. Implementing the principle of balance in all of the state institutions including ministries and independent committees and etc…
9. Реализовать статью 140 конституции Ирака и выделить необходимые бюджетные средства, чтобы эта статья была проведена в жизнь не позднее, чем в двухлетний период. 9. Implementing Article 140 of the constitution and allocating a necessary budget to help the article get implemented in no latter than two years` time.
10. Одобрить окончательно согласованный проект договора о водных ресурсах в течение одного года с момента формирования правительства. 10. Approving the finally agreed-upon draft law of water resources in a year`s time following the formation of the government.
11. Одобрить окончательно согласованый проект договора о нефти и газе в течение одного года с момента формирования правительства. 11. Approving the finally agreed-upon draft law of oil and gas in a year`s time following the formation of the government.
12. Финансировать и вооружать территориальные войска региона (Пешмерга) как составную часть системы обороны Ирака. 12. Funding and arming the guards of the region (Peshmerga) as part of the Iraq`s Defense System.
13. Поддержать выбор кандидата «Альянса Курдистана» на пост президента республики. 13. Supporting the candidate of the Kurdistani Alliance to become the Rresident of the Republic.
14. Провести компенсации жертвам прежнего режима, включая жерт Анфаля (кампании геноцида в 1980-х годах, приведшей к убийству более 100 тысяч курдов) и жертв применения химического оружия против жителей Халабжи и других мест. Компенсация должна быть осуществлена немедленно и должна быть справедливой. 14. Compensating the victims of the former regime including the victims of Anfal [a genocidal campaign in the 1980s resulted in killing more than a 100,000 Kurds] and chemical weapons used against Halabja and other places. The compensation must be immediate and just.
15. Курдам должны быть предоставлены ключевые должности в ключевых министерствах и Совете министров, а также в самостоятельных комитетах с учетом прав народов. 15. The Kurds must be granted key posts in key ministries and the Council of Ministers as well as independent committees in a just way with taking into consideration the rights of the nations [ethnicities].
16. Фракция, представляющая Курдистан, должна иметь право принимать решение об одобрении ключевых министров и других министров, чья деятельность касается Курдистана. 16. The Kurdistan`s faction must have the right to vote in the approval of the key ministers and other ministries related to the Kurdistan region.
17. Генеральный секретарь Совета министров должен быть кандидатом от Альянса Курдистана. 17. The secretary general of the Council of Ministers has to be a candidate from the Kurdistani Alliance.
18. Коалиционное правительство должно быть распущено, если Альянс Курдистана выйдет из него из-за явных нарушений конституции или отказа следовать условиям програмы, которую мы согласовали. 18. The coalition government shall be dissolved if the Kurdistani Alliance withdraws because of clear violations of the constitution or the refusal to abide by the terms of the program that we have agreed upon.
19. Члены парламента и сотрудники правительства, представляющие премьер-министра должны поддерживать ранее начатые проекты. 19. The members of the parliament and government employees representing the prime minister must support the previous projects.