Станислав Иванов, Kurdistan.Ru
Как известно, Высший выборный совет Турции принял решение о вынесении на всеобщий референдум пакета весьма важных конституционных поправок, подготовленных правящей Партией справедливости и развития (ПСР) во главе с премьер-министром Р.Эрдоганом. Конституционный суд в основном поддержал эти предложения за исключением тех, которые касались полномочий самого Конституционного суда и механизмов выбора его судей. Президент страны А.Гюль утвердил это решение. Референдум назначен на историческую для Турции дату – 12 сентября, когда в 1982 году после военного переворота 1980 года, была принята действующая конституция. В народе ее еще называют «военной Конституцией» или «Конституцией хунты».
Р.Эрдоган и его сторонники подчеркивают, что предлагаемые изменения в конституцию существенно ограничивают влияние военных на принятие политических решений, распространяют судебную юрисдикцию на высших военных чинов, расширяют полномочия парламента, профсоюзов и направлены на дальнейшую демократизацию общества, предусматривается также усложнение процедуры закрытия политических партий и т.п. Следует отметить, что у Турции богатая история партийной чехарды и отстранения депутатов от политической деятельности. Последний пример – закрытие Конституционным судом в декабре 2009 года прокурдской Партии демократического общества (ПДО) и лишение депутатских мандатов двух ее лидеров (Айсель Туглук и Ахмеда Тюрка). Якобы, если изменения в Конституцию будут приняты, бывшие депутаты смогут опротестовать это решение. В целом, партия власти в своей пропагандистской кампании в поддержку референдума делает упор на том, что предлагаемые поправки направлены на построение современного гражданского общества и отвечают интересам широких народных масс.
Партия власти не скрывает, что результаты предстоящего референдума могут явиться очередной «пробой сил» в турецкой политической жизни накануне парламентских выборов 2011 года и послужить как бы прологом к подготовке новой конституции страны. Учитывая неоднозначное и зачастую резко отрицательное отношение к предстоящему референдуму со стороны правой оппозиции и, в первую очередь, традиционно влиятельных в стране военных и националистов, Р.Эрдоган и его соратники по Партии справедливости и развития приложили значительные усилия по привлечению на свою сторону многочисленного курдского электората (по самым приблизительным подсчетам курды составляют до 20 % населения Турции).
Несмотря на объявленное Рабочей партией Курдистана (РПК) одностороннее прекращение огня на период священного для мусульман месяца Рамадан, турецкие власти продолжили военные операции против боевиков РПК, но при этом вновь заговорили о необходимости продолжения курса правительства на ускоренное развитие наиболее отсталых в стране районов компактного проживания курдов. Премьер-министр Р.Эрдоган, предпринял рабочую поездку по этим районам, в частности, 3 сентября посетил один из центров турецкого Курдистана г.Диярбакыр, где выступил на многотысячном митинге с призывом поддержать предлагаемые поправки в конституцию.
В поддержку референдума высказался и считающийся духовным наставником нынешних руководителей Турции, видный турецкий общественный деятель и ученый-богослов, проживающий в настоящее время в США, Фетхулла Гюлен. Он призвал всех граждан Турции поддержать пакет конституционных поправок, поскольку, по его мнению, «они несут принципиальные изменения для будущего страны…». Накануне было объявлено, что являющийся одновременно и медиа-магнатом Ф.Гюлен в дополнение к имеющейся у него огромной сети университетов, лицеев, религиозных школ, а также СМИ на турецком языке открыл и частный канал телевещания на курдском языке. Несколько ранее, в феврале 2010 года, Высший совет радио и телевещания Турции уже разрешил 14-ти частным турецким теле и радиокомпаниям осуществлять вещание на языках и диалектах национальных меньшинств, в первую очередь, на курдском языке (новостные выпуски, музыкальные и культурные программы и т.п.).
Не остались в стороне от этого важного для политической жизни Турции мероприятия и руководители Иракского Курдистана. Как известно, в последнее время связи и контакты между Анкарой и Эрбилем заметно оживились. Налаживается взаимодействие Курдистанского региона как субъекта федерации нового демократического Ирака с турецкими властями и общественностью по многим направлениям. Иракские курды с интересом отнеслись к намерениям правящей в Турции Партии справедливости и развития (ПСР) продолжить курс на предпочтительно мирное решение курдской проблемы. Лидеры иракских курдов посоветовали прокурдским политическим партиям и движениям в Турции воздержаться от бойкота референдума, поскольку расценивают предлагаемые правительством Р.Эрдогана изменения в конституцию, как в целом позитивные, отвечающие интересам всех граждан Турции, включая и национальные меньшинства.
Тем не менее, до последнего времени большая часть курдского электората весьма скептически относилась к новой инициативе Р.Эрдогана. Сопредседатель парламентской прокурдской Партии мира и демократии (ПМД) С.Демирташ в своем выступлении в Арарате заявил, что выносимые на референдум поправки, как и сама действующая конституция, не учитывают интересов и требований курдов и призвал к бойкоту этого мероприятия. Находящийся в тюремном заключении лидер Рабочей партии Курдистана (РПК) А.Оджалан поддержал этот призыв. Примерно такую же позицию занял и 4-й съезд Конгресса демократического общества (КДО), проходивший накануне в Амедском губернском отделении ПМД. Сопредседатель КДО А.Тюрк заявил: «Конгресс считает очень важным бойкот референдума, это наша принципиальная позиция до тех пор, пока не будет разработана новая демократическая конституция…». А.Тюрк потребовал немедленного прекращения военных операций против Рабочей партии Курдистана, освобождения курдских политзаключенных и значительного сокращения существующего в настоящее время в стране 10-процентного избирательного порога (курды выступают за 3 % избирательный порог). Лидеры курдов не скрывают, что в конечном итоге, они хотели бы жить в федеративном государстве, где конституционно был бы закреплен статус автономии турецкого Курдистана, а курдский язык стал бы вторым государственным языком, как это имеет место в соседнем Ираке.
Такой, в целом негативный, настрой на предстоящий референдум со стороны большинства турецких прокурдских политических партий, представляющих несколько миллионов избирателей, весьма беспокоит турецкие власти. Тем не менее, в Анкаре полагают, что курдские лидеры лишь активно используют момент подготовки и проведения референдума для привлечения в очередной раз внимания властей и общественности к курдской проблеме. Р.Эрдоган и его соратники считают, что развернутая в стране мощная пропагандистская кампания и позитивное влияние лидеров иракских курдов смогут побудить большую часть курдского электората все же принять участие в этом важном для нынешних властей политическом мероприятии, При этом в Анкаре рассчитывают, что значительная часть курдов поддержит предлагаемые Р.Эрдоганом поправки в конституцию страны, хотя бы, потому, что, тем самым, ограничивается влияние в политике военных, сторонников более жестких мер по противодействию курдским повстанцам, укрепляется система парламентаризма и демократических основ турецкого общества.
Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН, кандидат исторических наук Иванов Станислав Михайлович