Kurdistan.Ru Год спустя после открытия парламента третьего созыва Курдистанского региона, законодатели и наблюдатели расходятся в оценках его работы. Некоторые отмечают более высокую роль оппозиционных партий, в то время как другие отмечают, что оппозиция не может играть роль контролера власти. Курдский парламент во вторник вышел с летних каникул и провел первое заседание своего нового законодательного сезона. Спикер Камаль Керкуки заявил в ходе вчерашней встречи, что правительству было предложено направить предложения по бюджету на 2011 финансовый год в парламент в установленные сроки.
Во время парламентских выборов в Курдистане в июле 2009 года, в первый раз за 18 лет курдского самоуправления, в парламент прошло значительное количество представителей оппозиции. Курдистанский список, представляющий собой союз правящих партий ДПК иПСК, получил 59 мест, туркменское и христианское меньшинства - 11 мест по квоте, выделенной для них.
Горан Азад, член Курдистанского списка, сказал АК-Ньюс: "Появление оппозиционных групп и разногласия между парламентскими блоками по поводу распределения председательства в различных комитетах привели к 3-месячной задержке в работе парламента".
По его словам, тот факт, что парламенту необходимо время для принятия внутреннего регламента и законов, связанных с объединением правительственных министерств, дает основание некоторым считать, что законодатели не проявляют активности по вопросам, связанным с повседневными заботами граждан.
До прошлого года было два министерства внутренних дел, финансов и пешмарга, в Эрбиле и в Сулеймание. Они были объединены в прошлом году с созданием шестого кабинета Регионального правительства Курдистана.
Парламент принял 13 законов и 10 резолюций в течение первого года и провел первые слушания по 63 другим законопроектам и резолюциям.
Азад отметил, что депутаты также обсуждали бюджет региона, проведя по этому вопросу 16 заседаний.
Комментируя роль законодателей как контролеров исполнительной власти, Азад сказал, что "депутаты несколько раз обсуждали действия министров, но не смогли вынести вотум недоверия ни одному министру".
По его словам, поскольку правительство коалиционное, депутаты не могут вынести вотум недоверия любому министру в оставшиеся три года, поскольку это требует двух третей голосов.
Но Квестан Мухаммед, депутат от движения Горран, сказала, что парламент на этот раз был более активным, чем ранее. По ее словам, члены парламента третьего созыва сделали лучшую работу по контролю за правительством, осветив детали бюджета региона и последующие меры по проблемам, с которыми люди сталкиваются в своей повседневной жизни.
Горран является крупнейшей оппозиционной группой в парламенте и имеет 25 мест.
Но она критиковала правительство за недолжное реагирование на запросы депутатов. По ее словам, из 68 официальных запросов, представленных правительству и его министерствам, лишь на некоторые были даны ответы.
"Мы остановимся на ряде вопросов в ходе нового законодательного сезона, в том числе на законопроекте об исполнении бюджета политических партий, нефтяном досье, в котором мы будем серьезно следить за бюджетом Курдистана на 2011 год", сказал Мухаммед.
Со своей стороны, Баян Ахмед, еще один оппозиционный депутат от Исламского союза Курдистана, сказал, что у парламентских комитетов хорошие рабочие отношения с соответствующими министерствами правительства.
"Существует тесное сотрудничество между всеми парламентскими блоками, особенно оппозиционными", сказал Ахмед.
"По мере того как оппозиция приобретает новый опыт в Курдистане, она улучшается изо дня в день, так что она может лучше контролировать правительство и в будущем."
Между тем, Асо Абдул-Латиф, местный журналист, считает, что парламент еще не является независимым законодательным органом в Курдистане и находится под контролем политических партий.
"Он не может играть свою роль в здоровом урегулировании этих вопросов. Отчасти это связано с доминированием политических партий и их идеологий в парламенте, и отчасти потому, что законодатели не проявляют сильную волю", сказал он.
"Есть так много проблем и трагедий в Курдистане, что парламент и его члены не видят их, или делают вид что не видят, а политические партии не позволяют им сделать что-либо в этих вопросах. Законодатели больше озабочены личной выгодой, чем проблемами людей ".
Кава Абдулла, глава провинциального совета Сулеймании, сказал, что нынешний парламент был более активным из-за присутствия оппозиционных партий, и это служит демократизации Курдистана".
"Парламент в настоящее время превратился в место дискуссия между оппозицией и правительством. Оппозиционные партии не смогли сыграть свою роль должным образом из-за низкого числа своих мест. Но они до сих пор предприняли важные шаги в направлении дальнейшей демократизации Курдистана", сказал Абдулла.