В Турции в самом разгаре политические дебаты, которые ужесточаются по мере приближения референдума 12 сентября по поправкам в Конституцию страны. Поправки предложены правящей Партией справедливости и развития (ПСР) и были приняты Великим национальным собранием Турции. Смысл их сводится, прежде всего, к тому, что военные лишаются юридической неприкосновенности, теряют свое традиционно привилегированное положение в стране. Радикальные изменения претерпит и система судебной власти Турции.
Дело в том, что турецкая армия в течение многих десятилетий была главным гарантом светского характера государства. В Турции, начиная с 1960 года, военные время от времени отстраняли гражданскую власть от руководства государством под предлогом соблюдения в стране светского строя, предотвращения ее исламизации, хаоса и анархии.
Конфликт между правящей в Турции Партией справедливости и развития (ПСР) и армейским руководством носит принципиальный идеологический характер. По мнению турецкого генералитета, взгляды и подходы политического руководства страны противоречат светской идеологии основателя современной Турецкой республики Мустафы Кемаля Ататюрка. С подачи турецких военных в конце прошлого года Конституционный Суд Турции даже рассматривал вопрос о закрытии правящей партии. Тогда ПСР удалось избежать участи являющихся идеологическими предшественниками Партии справедливости и развития партий «Рефах» и «Фазилят», деятельность которых Конституционный Суд Турции запретил еще в июне 2001 года.
В ответ гражданские власти разоблачили военных заговорщиков, разработавших план путча под названием «Балез» («Молот»). Были взяты под стражу 49 человек – отставные и действующие военные. Часть из них, в том числе трое бывших высших чинов турецкой армии: экс-главкомы ВМС и ВВС Ибрахим Фыртына и Озден Орнек, а также экс-командующий Первой полевой армией Эргин Сайгун были вскоре освобождены под залог и подписку о невыезде. Но аресты продолжаются.
В 13 провинциях Турции было задержано 18 бывших и действующих военных. Разбирательство по делу о подготовке переворота было начато после публикации в январе газетой «Тараф» материалов о том, что армейские генералы якобы планировали организацию взрывов в двух мечетях Стамбула и введение чрезвычайного положения в Турции. По информации газеты, авторами плана «Молот» выступили бывшие высокопоставленные военные, проходящие, в том числе, по делу террористической организации «Эргенекон», якобы состоявшей из армейских чинов. Суд над несостоявшимися бунтовщиками из «Эргенкона» идет в Стамбуле еще с октября 2007 года. По делу проходят около 200 человек: политические и общественные деятели, журналисты, адвокаты, преподаватели вузов, отставные и действующие военные, полицейские.
ПСР выступает за развитие общества на основе исламских ценностей, при этом правительство заверяет, что не хочет превратить Турцию в исламистское государство, что у сторонников светского пути развития вызывает большие сомнения. Также сторонники сугубо светского пути развития указывают, что проповедуемые правящей партией исламские общественные принципы, даже модернизированные, делают еще более проблематичной интеграцию Турции в Европейское Сообщество. Получается любопытный парадокс – лишение армии остатков ее политической роли может привести к резкой исламизации страны. Кроме того, военные ссылаются на то, что ослабление их роли в обществе приведет к обострению национальных отношений и угрозе территориальной целостности страны. Курдский фактор оказался в центре борьбы накануне референдума. Правительство, в свою очередь, утверждает, что именно военные с провокационными целями разжигают вооруженное противостояние в населенных курдами районах.
Таким образом, от результатов приближающегося референдума будет зависеть очень многое в дальнейшей судьбе Турции. Как потомки будут оценивать его исход?
Максим Купинов segodnia.ru