"Пеямнер"
Последний съезд ДПК состоялся почти 11 лет назад, в 1999 году. С этого года, в Курдистане, на Ближнем Востоке и в мире в целом произошло очень много радикальных политических, экономических и социальных изменений
Съезд в этом смысле будет корректировкой партии в применении к новым условиям и реалиям сегодняшнего дня. Это важное событие, и его результат будет иметь серьезные последствия для курдской политики не только в Иракском Курдистане, но также и в других частях Курдистана.
Торжественная подготовка съезда показывает, что ДПК подходит к этому очень серьезно, это хороший знак ввиду центральной роли, которую ДПК в настоящее время играет в курдской политике. Этот съезд даст возможность для делегатов ДПК критически проанализировать текущее состояние дел курдского национального вопроса, и разработать необходимые и согласованные политические идеи и политику. Пути и политика ДПК без сомнения, будут иметь серьезное влияние на ход курдского национального вопроса и будущего Курдистана, который пользуется относительной свободой, экономическим бумом, и демократическим опытом, особенно после падения режима Саддама в 2003 году.
Со времени последнего съезда мы стали свидетелями радикальных изменений: падения баасистского режима и создание нового Ирака принесли новые проблемы для курдских политических деятелей. Де-факто статус Курдистана с 1991 года стал официальным и признанным политическим органом одобрена новая конституция Ирака. Экономический бум и прогресс не только изменил жизненные стандарты людей, но и принес с собой социальные и культурные изменения.
Несмотря на то, что в Курдистане наблюдаются экономическое процветание и бум, не все население получили равные доли. Иными словами, распределение богатства потекло через слои населения соответствующим образом и создалось неравенство и, следовательно, затруднения среди населения. Государственные услуги, предоставляемые КРГ до сих пор не достаточны для всего населения, и озабоченность людей политикой КРГ резко возросла. Быстрый рост населения, и то, что молодое поколение является значительной частью населения подняли ожидания людей к правительству. Эти затруднения являются одной из основных причин роста движения Горран, которому в очень короткий период времени удалось оттеснить Патриотический союза Курдистана в его оплоте Сулеймании.
Неспособность иракских политических субъектов эффективно сформировать правительство ставит в опасность весь эксперимент нового демократического Ирака. Иракский эксперимент будет иметь серьезные последствия для курдской политики и экономики. Факт, что иракские политические деятели, шииты или сунниты, по-настоящему не озабочены демократическими ценностями и национальными правами и в основном интересовались властной гегемонией, в высшей степени связан с будущим Ирака и Курдистана. Исключительный характер националистической арабской политики является главным виновником неразрешенных споров между Эрбилем и Багдадом, в частности по вопросу о спорных территориях и закону о нефти и газе. Шантаж со стороны Министерства нефти Ирака в отношении нефтяного сектора в Курдистане является наглядным примером этого. Министерство нефти Ирака не только не в состоянии развивать нефтяной сектор Ирака, но и пытается делать все возможное, чтобы препятствовать энергичной деятельности, которую осуществляют в Курдистане Министерство природных ресурсов КРГ. Несмотря на конституционную статью 140 о решении вопроса спорных территорий, иракское центральное правительство не сделало ничего серьезного для ее осуществления, с тем чтобы решить вопрос о Киркуке.
Хотя КРГ была занята делами с Багдадом и внутренними проблемами, оно также сталкивается с серьезными проблемами со своими соседями, в основном, Турцией и Ираном. Оба они использовали присутствие боевиков РПК, базирующихся в Курдистане, чтобы нарушить политическое и экономическое развитие в Курдистане. Порой Турция и Курдистан доходили до грани войны, когда напряжение достигало своего пика. Несмотря на все трудности, КРГ удалось развивать отношения с Турцией на очень позитивном уровне. Вопрос РПК, однако, остается серьезным препятствием для достижения политических и экономических отношений между КРГ и ее соседями Турцией и Ираном.
Делегаты ДПК на предстоящем съезде должны рассмотреть все эти вопросы и разработать национальную политику, как бороться с ними. Эти вопросы, однако, должны быть частью более широкого обсуждения общей курдской национальной политики и роли ДПК в ней. ДПК стоит пересмотреть свою политическую программу и настроить его в соответствии с сегодняшними политическими, социальными и экономическими условиями. Вот некоторые из пунктов обсуждения, которые, я думаю, будет стратегическим не только для ДПК, но и для всего курдского национального движения.
ДПК в своих предыдущих программах четко определяла свою цель как введение автономии Курдистана. Эта цель, однако, была изменена, и ДПК сделала выбор в пользу федерализма, в результате политических изменений на местах в начале 1990-х годов. Настало время для делегатов ДПК серьезно и торжественно обсудить свободу курдского народа и независимость Курдистана. Это не означает, что курды вдруг сделают прыжок с места и будут претендовать на независимость. Скорее, это означает, политический и идеологический переход от видения эпохи холодной войны к видению 21-го века. ДПК уже давно стала центральной политической партией в Курдистане и без сомнения, является наиболее влиятельной партией во всем Курдистане. Это стратегическое положение неизбежно влечет большую ответственность. В этом смысле, ДПК должна считать себя не только партией иракского Курдистана, но центральной политической организацией всего Курдистана, и съезд должен отражать эту новую политическую реальность.
ДПК может достичь этого политического и идеологического сдвига путем отделения политической организации как неправительственной. Другими словами, ДПК должны сохранить свою идентичность политической партии и дистанцироваться от политики КРГ. Это очень трудная задача, так как ДПК является одним из основных партнеров в формировании правительства в Курдистане. ДПК, как и любая другая политическая партия в мире, является политической организацией, и не имеет каких-либо официальных ограничений с точки зрения ее целей и идей. КРГ, с другой стороны, как политический орган ограничивается иракской Конституцией и международными соглашениями. Это означает, что ДПК может развивать независимые политические идеи и программы, и не должна ограничивать конечной политической целью политики КРГ. Делегаты ДПК должны иметь мужество и видение, чтобы увидеть горизонт за ее пределами.
Через этот съезд, ДПК должна далее открыть свои двери для молодых и энергичных лидеров, чтобы они заняли высокие руководящие должности в партии.
Это правда, что ДПК была создана в 1946 году, но ее опыт выходит далеко за рамки этой даты. ДПК с гордостью несет борьбу и наследие шейха Абдельсалама Барзани в начале 20 века и первой курдской Мехабадской Республика в 1946 году в Иранском Курдистане. С этим историческим опытом, делегаты ДПК должны смотреть в будущее. 13 съезд должен быть средством для такой деятельности, не самоцелью.