Николас Бирч, eurasianet
Конечно, это впечатлило, когда в середине сентября тысячи школьников по всему преимущественно курдскому юго-востоку Турции не пришли в школы в знак протеста против отсутствия образования на курдском языке в турецких государственных школах. Акты массового гражданского неповиновения в значительной степени отсутсвовали во время 26-летней войны, которую Рабочая партия Курдистана вела против турецкого государства.
Сегодня, наблюдатели считают, что это может стать ключевой курдской националистической тактикой, поскольку как РПК перед лицом турецкого правительства пытается оживить усилия по прекращению войны, и изо всех сил пытается сохранить поддержку своей курдской базы, лояльность которой рискует выветриться ввиду растущего экономического процветания и устойчивого, хотя и медленного улучшения гражданских свобод.
Приуроченный к началу нового учебного года, пятидневный бойкот был вызван курдской неправительственной организацией, которая не имеет известных связей с РПК. Но он был поддержан Партией мира и демократии(БДП), которая гарантировала отсутствие в школах тысяч детей.
БДП приобрела вкус к бойкоту недавно. 12 сентября, она призвала курдов к бойкоту референдума по конституции, и получила то, что она хотела: примерно половина избирателей на юго-востоке остались дома, неявка в некоторых областях превышает 90 процентов.
По мнению аналитиков, результаты референдума, который представил свежие доказательства регионального влияния БДП, выступили в качестве катализатора для новых переговоров между правительством и БДП. Возобновленный диалог начался 23 сентября после долгого перерыва. В ходе встречи, представители БДП призвали к прекращению военных операций в курдских районах. Турецкое руководство, тем временем, вновь заявило о своей оппозиции к образованию на курдском языке. Вторая встреча может состояться до конца сентября.
Идея использования гражданского неповиновения, как тактики, похоже, кристаллизовалась в курдском националистическом Конгрессе, состоявшемся в июне прошлого года.
Работая под плакатами с надписями "автономия Курдистану, демократия Турции" - лозунг, заимствованный у заключенного в тюрьму лидера РПК Абдуллы Оджалана, - делегаты согласились, что обращения к турецкому правительства с призывом улучшить права курдов недостаточно: "Мы также [должны предпринять] де-факто шаги, чтобы управлять собой ", говорится в коммюнике.
Если бы про-РПК курды не имели каналов спутникового телевидения, работающего из Европы, с середины 1990-х годов, Турция никогда бы не открыла своего государственного курдского канала в 2009 году, утверждал Махмут Алинак, видный курдский политик, который является давним сторонником гражданского неповиновения. "Необходимо заставить государство делать ходы. Если вы не будете отправлять детей в школу, то школа теряет свое значение. Вы парализуете государственные учреждения", сказал он.
В некоторых частях на юго-востоке Турции, по мнению некоторых аналитиков, происходит именно это.
В Юксекове, националистической крепости, многие местные жители говорят, что они обращаются к РПК, а не к полиции и судам, чтобы решать проблемы. Государство, кажется, совершенно замкнулось в себе: вместо того, чтобы выходить на улицы, местная полиция теперь использует новый супермаркет, открывшийся в ее штаб-квартире. Про-РПК граффити покрывают старый офис военной вербовки, смененный ради нового, более безопасноного помещения вне города.
"Основная позиция: вы нас игнорируете, мы будем вас игнорировать", сказал Хакан Тахмаз, этнических турок, который много писал по курдскому вопросу. "Бойкоты не поляризируют страну так, как нападения РПК на турецких солдат, но философия их в некотором роде более радикальная. Создание автономии де-факто".
Школы в провинции Хаккари, частью которой является Юксекова, были почти полностью пусты на этой неделе, менее чем через две недели после того как всего 9 процентов местных жителей проголосовало на конституционном референдуме.
Однако некоторые аналитики утверждают, что Хаккари, и соседняя провинция Ширнак, являются скорее исключением, чем правилом. Они также отмечают бойкот как признак того, что власть РПК над ее базой поддержки идет на спад.
"Здесь, в Диярбакыре, и окружающем регионе, бойкот [школ] был мало эффективен", сказал Сердар Йылмаз, руководитель исламистской НПО в крупнейшем городе на юго-востоке. "РПК оттесняют в горные районы" рядом с границей Турции с Ираком.
Для Йылмаза, неявная поддержка РПК актам гражданского неповиновения, таких как бойкот, являются частью ее усилий по адаптации к меняющимся условиям. "Все указывает на то что РПК, рано или поздно, сложит оружие," сказал Йылмаз. "Америка хочет этого, соседи Турции хотят этого, Турция - в последнее время - предпринимает шаги, чтобы убедить, что хочет этого сама. Но разоружение создает дилемму. В течение многих лет, оружие и война, борьба, мученичество, были.. средством мобилизации РПК. Теперь, если она хочет остаться в живых, она должна найти более "гражданский" способов мобилизации поддержки ".
Школьный бойкот был не единственный примером гражданского неповиновения в курдских районах в этом месяце. 21 сентября, 20 человек обвиняемые в связи с РПК, отказались говорить по-турецки в суде Диярбакыра. Прокурдские информационные агентства, тем временем, сообщают о планах организовать бойкот военной службы, обязательной в Турции для мужчин старше 18 лет.
Пока еще слишком рано говорить о том, что вновь обретенный курдскими националистами вкус к гражданскому неповиновению убедит турецкое правительство ускорить медлительные реформы. 15 сентября, министр образования Нимет Чубукчи описал массовые прогулы, как "злоупотребление родительскими правами, равносильное эксплуатации" и угрожал родителям, чьи дети не явились в школу, обвинением.
Что касается вопроса о том, может ли бойкот и гражданский процесс обеспечить основу для новой, перешедшей на гражданские рельсы РПК, то большинство аналитиков относятся к этому скептически. Они указывают на рост нового среднего класса в таких городах, как Диярбакыр, настроенного против группы. Аворитаризм РПК и ее недоверие ко всему, что пахнет независимой мыслью, добавляют они, делает ее плохо приспособленной к гражданской жизни.
Сердар Йылмаз предостерег от предположения, что курдский национализм, лишенный оружия, может быть более пригодными для заключения сделок. "Курдское национальное чувство глубоко укоренено в умах и сердцах людей в этом регионе", сказал он. "Если Анкара считает, что окончания войны и проталкивания еще пары косметических реформ будет достаточно, она будет неприятно поражена."