Нью-Йорк Таймс
Сколько еще времени пройдет, прежде чем иракское правительство, наконец, займет свое место? При всей сосредоточенности на Иране и израильско-палестинском вопросе, мир, похоже, забыл о тупиковой ситуации в Багдаде.
Тем не менее, в последнее время есть некоторые признаки того, что Нури аль-Малики одерживает верх, в ущерб Иракийя Айяда Аллави. Что, пожалуй, самое удивительное, так это то, что и Вашингтон и Тегеран, кажется, поддерживают аль-Малики, несмотря на перетягивание каната между двумя странами по всем другим вопросам на Ближнем Востоке.
Таким образом, вопрос простой: Что свело Иран и Америку в Ираке? Краткий ответ: "отсутствие лучшей альтернативы." Как известно, ни одна партия не завоевала абсолютное большинство на выборах, прошедших шесть месяцев назад. Это создало тупиковую ситуацию и вынуждает все политические партии думать о возможностях коалиции.
На поверхности, разделение происходит между двумя шиитскими (так! - ред.) блоками: Иракийей, которая пользуется поддержкой некоторых политиков-суннитов, и исламской партией Дава, партией аль-Малики, которая более религиозна, чем Иракийя. Аллави - главы Иракийи, которому удалось выиграть на два больше мест, чем партия Дава на выборах 7 марта.
Так почему же Вашингтон, как кажется, поддерживает аль-Малики? Существуют различные объяснения. Аль-Малики является известным лицом, имеет сильный, жесткий имидж ориентированного на закон и порядок лидера. Американские чиновники настаивают, что они не поддерживают никакого кандидата, и что Вашингтон будет работать с теми, кто возглавит следующее правительство. Но, похоже, американцы расположены в пользу стабильности и преемственности, а не новых рисков.
Это очень понятно с американской точки зрения. В конце концов, США заняты главным образом запланированным выводом войск из Ирака. При таких обстоятельствах, последнее, что администрация Обамы хочет видеть - это серьезный политический кризис в Ираке, который приведет к дальнейшему хаосу и потрясениями. Так что американский приоритет - стабильность и преемственность, а не раскачивание лодки с новым политическим уравнением в Багдаде.
А как насчет Ирана? Почему Тегеран заинтересован в сохранении аль-Малики во власти? Опять же, ответом является отсутствие лучшей альтернативы. Дава Аль-Малики пришла к власти в 2005 году частично благодаря поддержке Ирана. Это она более религиозна, чем партия Аллави Иракийя.
В этом смысле, Дава имеет сильный религиозный наклон и дистанцируется от суннитских элементов страны, которые ближе к Саудовской Аравии и странам Персидского залива. При таких обстоятельствах, не удивительно, что приоритет Ирана заключается в поддержании сильного религиозного союза шиитов с аль-Малики в качестве центральной фигуры в широкой коалиции правового государства.
Эта картина осложняется региональным измерением. Айяд Аллави является светским шиитом, который не только пользуется поддержкой большей части арабов-суннитов Ирака, но и поддержкой региональных держав, в том числе Саудовской Аравии, Сирии и Турции.
Тем не менее, Аллави не удалось убедить широкие слои общины шиитов, что он должен быть следующим лидером Ирака. Для суннитских соседей Ирака, включая Сирию, привлекательность Аллави заключается в его способности привлекать иракское суннитское меньшинство. Интересно, что Ирак в настоящее время становится основным районам, где ирано-сирийскйи союз больше не держится. Сирия разошлась с Тегераном и поддерживала Аллави во время выборов, в значительной степени потому, что премьер-министр аль-Малики в прошлом году обвинил Дамаск в предоставление убежища боевикам, ответственным за взрывы в Багдаде.
Осознав важность получения поддержки Сирии, Иран в настоящее время активно лоббирует Сирию в пользу аль-Малики. Махмуд Ахмадинежад, президент Ирана, посетил Дамаск 18 сентября.
Как знак того, что визит был успешным, Ирак и Сирия согласились на прошлой неделе на возвращение своих послов, которые уже более двух лет как были отозваны. Это встревожило Аллави, который поехал в Дамаск на прошлой неделе для переговоров с Башаром аль-Асадом, президентом Сирии. Короче говоря, слишком рано объявлять победу аль-Малики. Региональная и национальная политическая конкуренция вокруг следующего правительства в Багдаде продолжает усложнять ситуацию.
Не вызывает сомнений, однако, что шансы аль-Малики значительно увеличились в прошлом месяце, благодаря в значительной мере молчаливой поддержке США и явной поддержке Иранаа. Что еще предстоит выяснить, это то, хочет ли по-прежнему большинство иракцев правления аль-Малики.
Почему и Вашингтон и Тегеран сошлись в поддержке Малики
1928 | 0 |