Ирак на грани войны
В Ираке начинает складываться тревожная ситуация. Как и предвидели многие эксперты, после заявления США о "завершении военной миссии в Ираке" внутри правящего класса Ирака еще более обострились противоречия.Особенно ярко это стало проявляться по лини взаимоотношений между курдским региональным правительством и федеральными властями в Багдаде. Речь, конечно, в первую очередь идет о проекте нового закона о нефти. Курдская сторона не желает допускать к нефтяным богатствам, которые они считает "своими". В то же время, премьер страны Нури аль-Малики решительно настаивает на том, чтобы доходы от продажи нефти аккумулировались только в центральном правительстве. Но дело не только в этом.
Над Эрбилем серьезно навис и традиционный внешний фактор. Турецкий парламент принял решение не только о продлении мандата вооруженным силам на трансграничные операции, но и переформатировал этот мандат. Как сообщают турецкие СМИ, Анкара получила согласие Вашингтона на проведение так называемых трансграничных операций в Ираке " на глубину до 100 километров". Ранее это расстояние определялось 70 километрами. При этом Анкара утверждает, что речь идет об уничтожении скрывающихся на территории Иракского Курдистана боевиков. Но в действительности, Турция пытается максимально поддержать действия центрального правительства Ирака, направленные на сохранение целостности страны и недопущения усиления Эрбиля. В ответ курдские боевики пригрозили Турции терактами.
Положение усугубляется еще и тем обстоятельством, что в Багдаде до сих пор не сформировано правительство с учетом "интересов всех общин страны". Неслучайно глава МИД Турции Ахметом Давутоглу призвал президента Иракского Курдистана Масуда Барзани " искать компромиссных решений". Но уже сам факт, что Анкара напрямую обращается к Эрбилю, а не к Багдаду для решения тех или иных проблем, свидетельствует о многом, но в большей степени о деградации обстановки внутри Ирака. Причем, никто не знает, что делать и как действовать дальше. В итоге сложилась парадоксальная ситуация. Вашингтон рассматривал вторжение в Ирак как первый шаг к реорганизации глобального соотношения сил в мире в целом, и на Ближнем Востоке, в частности. Теперь, когда США бесславно покидают Ирак, соседние страны - не говоря уже о самом Ираке- получают в наследство потенциально еще один очаг напряженности с неопределенными перспективами. В этой связи в Анкаре поговаривают даже о возможности оккупации нефтеносных районов на севере Ирака, хотя там понимают, что таким образом страна может быть втянута в тяжелый и кровопролитный конфликт, поскольку в восточных и юго-восточных вилайетах продолжается борьба так называемых курдских сепаратистов.
Сейчас они пока придерживаются перемирия, объявленного до 31 октября. Но в любой момент боевые действия в этом районе Турции могут возобновиться, поскольку боевики грозятся открыть "второй фронт" в случае, если турецкие войска будут введены в северный Ирак. Таким образом, складывается устойчивое впечатление, что такие страны, как Турция и Иран выжидают момента, чтобы "разыграть" в Ираке "свою партию". Плюс к этому и усиливающееся влияние в Ираке "Аль - Каиды", которая выстраивает ось Афганистан-Ирак. Поэтому если международное сообщество будет по-прежнему равнодушно взирать на ход событий в этой части Ближнего Востока, то сначала станет неизбежной война между территориями Ирака, затем туда будут вовлекаться Турция и Иран, а за ними могут потянуться и другие силы.
Автор – Станислав ТАРАСОВ
10-19 октября
Источник - Российские вести