О.И. Жигалина, Институт Ближнего Востока
Участие иракских курдов единым списком на мартовских выборах в парламент Ирака принесло им 57 мест. Однако до сих пор иракские политические силы так и не сформировали правительство. В этой ситуации курды намерены вести переговоры со всеми фракциями. Они создали Коалиционный курдский блок (ККБ) для отстаивания интересов Курдистанского региона в этих переговорах и разработали программу действий, сформулированную в докладе из 19 пунктов. Доклад содержит условия для вступления в любую будущую правительственную коалицию. Прежде всего, курды настаивают на реализации ст. 140 иракской конституции, которая может решить с Багдадом проблемы спорных территорий, в том числе и проблему Киркука. Они требуют урегулирования вопросов добычи нефти и газа, статуса пешмерга, предоставления курдам ключевых постов в будущем иракском правительстве и др.
Как представляется, различные политические партии и течения Иракского Курдистана как будто бы достигли консенсуса по важным аспектам внутриполитической жизни страны. В то же время новое движение «Горан» подвергает резкой критике Демократическую партию Курдистана (ДПК) и Патриотический союз Курдистана (ПСК). Оно считает, что ДПК не заботится о территориальной безопасности Курдистанского региона, находится в конфронтации с Багдадом, не контактирует с современным мировым гражданским обществом и вообще утрачивает уважение курдского народа, поскольку партия и ее лидер якобы не хотят перемен.
Критика «Горан» ДПК и ПСК направлена на ослабление их влияния в ряде районов Иракского Курдистана. С одной стороны, она раскалывает курдское сообщество по вертикали, в определенной степени сдерживает проявление их авторитаризма, с другой — способствует процессу демократизации курдского сообщества.
Стремление сохранить стабильность не только Иракского Курдистана, но и всей страны, а также реализовать интересы Курдистанского региона заставляет курдские власти вести торг за представительство курдов в новом правительстве.
Определенные сдвиги в этом вопросе стали наблюдаться после того, как Н. аль-Малики, возглавляющий альянс «Государство закона», объединившийся с шиитскими группировками, участвовавшими в парламентских выборах, начал переговоры с курдами. Аль-Малики, исполняющий обязанности премьер-министра на время формирования правительства, официально ответил на требования курдов из 19 пунктов. Он согласился со многими предложениями М. Барзани в специально направленном на его имя письме.
ККБ заявил, что готов встретиться со всеми политическими блоками, включая «Иракийя», для обсуждения проблем Курдистанского региона и ускорения процесса формирования нового иракского правительства.
Заинтересованность Н. аль-Малики в получении поддержки наибольшего числа депутатов и начале процесса формирования нового правительства заставила его пойти на компромисс с курдами. Ему важна их поддержка для сохранения поста премьер-министра. Взамен он обещал курдам продвинуть решение проблемы спорных территорий. Он заявил, что не будет препятствовать проведению референдума по проблеме Киркука. В Мосуле, Киркуке и Диале Н. аль-Малики якобы сказал, что готов реализовать положение ст. 140 иракской конституции о проведении референдума для решения судьбы нефтеносного района Киркука, который стремится присоединить к своей территории Курдистанский регион(1).
Вместе с тем курды активно участвуют в обсуждении кандидатур на ключевые посты в новом правительстве. Решение этой проблемы требует консенсуса всех политических блоков. М. Барзани в связи с этим стал инициатором создания комитета из 8–12 представителей от всех политических блоков для начала переговоров по составу правительства, в котором должны представительствовать все политические силы страны. C этим предложением М. Барзани согласился и блок «Иракийя»(2).
Н. аль-Малики склонен сформировать такой комитет. Однако некоторые зарубежные аналитики считают, что это сотрудничество может столкнуться с сопротивлением арабов-суннитов провинций Ниневия, Киркук и Диала, отказывавшихся уступить богатую нефтью территорию курдам.
Важно, чтобы формирование нового кабинета проходило без эксцессов и не вызвало политической нестабильности. В связи с этим американцы, в частности, опасаются того, чтобы какой-либо неверный шаг курдского руководства не стал причиной развязывания гражданской войны в стране(3). Поэтому политическим «кукловодом» курдского руководства выступает вице-президент США Дж. Байден.
Во время одной из встреч с М. Барзани Дж. Байден посоветовал курдскому руководителю отказаться от борьбы за сохранение поста президента Ирака, который занимает Дж. Талабани, лидер второй по значимости в Курдистанском регионе партии, Патриотического союза Курдистана (ПСК). Белый дом рассчитывает передать этот пост представителю одной из выигравших арабских фракций — А. Алауи («Иракийя») или Н. аль-Малики («Государство закона»), которые уже более полугода соперничают друг с другом и борются за доминирование в политике Ирака.
Сам Дж. Талабани считает, что вопрос о должности президента требует переговоров(4). В то же время один из членов ККБ, М. Осман, сказал, что курды могли бы уступить пост президента, если будет гарантировано выполнение ст. 140 иракской конституции.
Передача поста президента представителю арабских фракций является одним из пунктов программы Дж. Байдена, предложенной иракским политикам. В ней предполагается передать курдам пост руководителя органа национальной безопасности. Представляется, что в период вывода американских войск из Ирака курды рассматриваются Вашингтоном как одна из политических сил, на которую он будут оказывать давление с целью наиболее полной реализации представленных им предложений.
Назначением курда на пост начальника Министерства национальной безопасности Вашингтон предполагает нейтрализовать вражду между иракскими суннитами, поддерживаемыми арабскими странами, и иракскими шиитами, которых поддерживают Иран и другие внешние политические силы.
Существуют и другие предложения по ключевым постам для курдов. Например, важной позицией представляется должность спикера иракского парламента, которую может занять курд.
Белый дом поощряет активность иракских курдов в процессе формирования нового правительства. Так, Дж. Байден призвал М. Барзани продолжать держаться принятого им курса. Он одобрил позицию руководства Курдистанского региона по вопросу о вхождении всех коалиционных сил, участвовавших в выборах, в состав правительства. Дж. Байден отметил, что хотя Соединенные Штаты якобы и не выражают предпочтение тем или иным кандидатам, Вашингтон настаивает, чтобы М. Барзани содействовал формированию законного правительства, способного реализовать насущные запросы иракского народа(5).
Таким образом, США используют курдов для реализации своей заинтересованности в «сохранении лица при плохой игре». Предложение курдам занять пост главы Министерства национальной безопасности Ирака обусловлено тем, что эта важная государственную должность должна достаться неарабу, так как он сможет возглавить силы, которые встанут между враждующими суннитами и шиитами и которые не будут испытывать влияния Ирана или арабских стран, а будут в определенной степени выполнять запросы США.
Вместе с тем для курдов весьма важно, что пост президента занимает курд, хотя должность министра национальной безопасности тоже важна. Однако эта позиция может быть ослаблена, и тогда курды лишатся в Багдаде прочных позиций. Представляется, что США для своей собственной «иракской» политики не заинтересованы в сильной и значимой позиции, которой курдское руководство обладает как в Курдистанском регионе, так и в Багдаде.
Однако М. Барзани верит, что США не оставят курдов без своей опеки, ссылаясь на то, что президент Б. Обама и вице-президент Дж. Байден заверили его в том, что Вашингтон, заинтересованный в сохранении своих позиций в Ираке, не оставит иракских курдов.