Зафер Юрюк, "Рудав"
Утром 13 сентября 2010 года, мы, наверное, проснулись в посткемалистской Турции. Потребуется время, чтобы понять значение этого перехода, но не прошло ни одного дня с того референдума без национальных событий, которые отмечали бы начало декемализации то в одном, то в другом учреждении. Мы, возможно, поймем в ближайшем будущем, что то, что происходит в турецком истеблишменте - гораздо больше, чем просто "смещение оси": это сильнейшее землетрясение, ведущее к всеобъемлющему сдвигу парадигмы.
С помощью этого землетрясения, современная турецкая идентичность очищается от кемалистского ядра, которое инициировало в течение почти столетия крайне авторитарные формы модернизации сверху. Для подавляемой мусульманской идентичности и яростно отрицаемой курдской идентичности, конец кемализма возвещает новую эру свободы и демократии. Для республиканской военно-гражданской бюрократии и большинство современных городских средних классов, ликвидация кемализма является травматическим опытом, который влечет за собой катастрофические сценарии неопределенности.
"Ужас неопределенности" присущ любым крупным историко-социальным преобразованиям, но прогноз на ближайшее будущее требует исследования этого вопроса в его географическом и историческом контексте.
Коммунизм, баасизм, кемализм
По словам Бобби Саида ("Фундаментальный страх: европоцентризм и подъем исламизма"), кемализм является прототипом всех модернизационных светских режимов на Ближнем Востоке и в Азии, в том числе, в частности, баасистского. Можно расширить это утверждение и отметить сходство между кемализмом в Турции и титоизмом в Югославии, и даже советская система может быть включена в список, состоящий из режимов/идеологий с "семейными чертами". Если такой список возможен, то главный момент сходства сдвигается от секуляризма и модернизации в другой важной особенности: все эти режимы и идеологии функционировали на протяжении 20-го века с тем, чтобы поддерживать многоэтнические, многонациональные и многоконфессиональные общества в различных формах государства-нации. После распада Советского Союза, становится все более и более очевидным, что в проекте "нового мирового порядка" новой эпохи глобализма, нет больше места для этих систем прошлого века.
Следовательно, за крахом Советского Союза последовал травмирующий распад Югославии через кровавую гражданскую войну. Затем, в Ираке, сильный баасистский режим на Ближнем Востоке, был ликвидирован военной операцией США в 2003 году. Хотя русский и югославский стили коммунизма, кемализм и баасизм следовали один за другим в своеобразном этапе истории и в определенном регионе, который географически окружает Европу с востока и расширяется на юг, это может означать, что их распад также следует друг за другом в том же географическом регионе. В исторической конъюнктуре, когда коммунизм в России и Югославии уже "засох" и "сильное звено" в цепи - баасисты на Ближнем Востоке было уничтожено, кажется неизбежным, что в конце концов пробил час и для ликвидации кемализма в Турции.
Таким образом, из опыта этих стран с "семейным сходством" можно получить довольно мрачное видение ближайшего будущего Турции, то есть последовательность, состоящая из войны тождеств, сопровождаемой авторитарной консолидацией.
Война Тождеств
Поскольку авторитатная связь, которая поддерживает вместе различные этнические и религиозные тождества сочетанием силы и согласия, отмирает, традиционно исключаемые и/или дискриминируемые меньшинства поднимают мятеж в отношении условно привилегированных тождеств. Турция уже прошли через этот этап, с учетом "малой войны" между турецкими властями и курдскими повстанцами, которая унесла десятки тысяч жизней с 1984 года, и продолжающегося конфликта между светским и исламистским секторами турецкого общества и институтов государства.
Авторитарная Консолидация
Но признание тождества не означает торжества тех, для которых демократия - это все. Герберт Маркузе отметил в своем "Одномерном человеке", что после военного поражения фашизма, европейские системы не ликвидировали структуры, которые были установлены фашистскими режимами, но унаследовали и использовали те же структуры для достижения своих целей, особенно для идеологической пропаганды капитализма и борьбы с анти-капиталистической оппозицией. Аналогичное наследование и использование мы наблюдали в последнее время в России. Хотя коммунизм потерпел поражение политически и экономически, его авторитарные структуры были унаследованы новой элитой, и они будут использоваться для подавления оппозиционных голосов.
Авторитарная консолидация, - а не демократический плюрализм - под руководством Владимира Путина, последовавшая за десятилетием беспорядков в России, может быть зеркальным отображением ближайшего будущего турецкого государства и общества. 20 октября, "Лос-Анджелес Таймс" опубликовала письмо Михаила Ходорковского, российского бизнесмена, который находится в тюрьме с 2003 года. В этом письме Ходорковский утверждает, что причиной его заключения было не мошенничество, как это утверждается российской властью, но то, что он финансово поддерживал оппозиционные партии.
Партия справедливости и развития (АКП), находясь во власти, имеет некоторые аналогичные признаки. Материальное расширение присутствия АКП в государственных учреждениях, экономической деятельности и структурах СМИ идет рука об руку с обширным отслеживанием телефонных и интернет-связей и увеличением числа людей, которые находятся под стражей по не слишком убедительным обвинениям.
Поэтому есть прямые причины не вступать в преждевременный карнавал турецких либералов в честь перехода от авторитаризма к демократии. Существует конкретные доказательства, чтобы опасаться перехода от одного авторитаризма к другому, как это вышло в случае с Россией. Кроме того, про-исламистская идеологическая ориентация новой власти представляет дополнительный аспект будущей опасности, то есть использование репрессивных механизмов в отношении неконсервативных, нерелигиозных, несуннитских и немусульманских тождеств общества .
Зафер Юрюк обучался политологии в Лондонском Университете в 1997-2006 гг. Его научные интересы связаны с политикой идентичности, дискурс-анализом и психоанализом. Он пишет колонки для "Рудав" каждую пятницу из Измира.
Декемализация: карнавал угнетенных?
2395 | 0 |