Ольга Мазал, Kurdistan.Ru
Стала известна личность смертника, который взорвал себя на площади Таксим в Стамбуле в минувшее воскресенье 31 октября. В результате проведенного турецким управлением национальной безопасности расследования выяснились и важные подробности его биографии, которые пролили свет на мотив теракта. Не пожелавший назвать своего имени один из высокопоставленных чинов управления безопасности сообщил турецкой газете «Taraf» важные сведения о личности смертника.
Бомбист Ведат Аджар, курд по происхождению, проживал в Стамбуле со своей семьей. В 2004 году он подхватил редкую и неизлечимую болезнь Бехчета. Плохое материальное положение семьи Аджаров не позволило провести курс лечения. Когда болезнь стала прогрессировать, Ведат Аджар объявил своей семье, что «уходит в горы и там вылечится». Он отправился в горы Кандиль, где долгое время проходил идеологическую подготовку в одном из самых известных лагерей РПК Хакурк. Получившему кодовое имя «Дервиш», Ведату Аджару не давали оружие, памятуя о его болезни. Кроме того, он ни разу не участвовал в боевых действиях.
Однако и горы не «вылечили» Ведата. Руководство лагеря решило отправить «Дервиша», состояние которого ухудшалось день ото дня, домой в Стамбул. В 2009 году Ведат был переправлен в Турцию. Сразу после встречи со своей семьей он, воспользовавшись удостоверением личности своего брата С. Аджара, получил загранпаспорт и начал лечиться в больнице Джеррахпаша. Однако и стационарное лечение не дало результата и «Дервиш» опять решился пуститься в странствия. На сей раз он сказал семье, что «едет в Европу и вылечится там». Вместо этого в марте 2010 года Ведат отправился в Диярбекир, где встретился с представителем «Спецназа Амеда» (AÖK), после чего отправился в Иран. Предположительно именно эта организация предоставила ему австрийский взрыватель А4. Такие же взрыватели были обнаружены у ранее обезвреженных бомбистов-смертников, которые принадлежали к РПК и DHKP-C (Революционная народная партия спасения).
Интервьюируемый из управления национальной безопасности подчеркнул, что «Дервиш», приехав из Ирана, снял квартиру, вел в Стамбуле тихую жизнь и не с кем не общался, даже не пользовался мобильным телефоном. Никаких связей с партиями не поддерживал. До того, как взорваться на площади Таксим, Ведат Аджар долго в одиночестве ходил по стамбульским улицам и даже не сообщил семье о своем приезде. Первой новостью о сыне за долгое время для семьи Аджар был взрыв на площади Таксим.
Привлекает внимание в этом деле некоторая «беспечность» турецких сил безопасности. По сообщению турецкой газеты «Taraf», накануне взрыва Министерство Внутренних Дел разослало предупреждение о возможности теракта в Управления национальной безопасности крупных городов Турции – Анкары, Измира и Стамбула. Кроме того, взрыв произошел сразу после дня Республики, празднование которого обычно отличается особым усилением мер безопасности.
Также остается непонятным, как Ведат Аджар, смог, воспользовавшись чужим удостоверением личности, получить загранпаспорт, беспрепятственно перемещаться на территории Турции и выезжать за границу. Следствие склоняется к тому, что все поездки бомбиста осуществлялись при непосредственной помощи «Спецназа Амеда», имеющего обширные связи.
Так исторически сложилось, что площадь Таксим «славится» кровавыми событиями. Находящаяся в центре города на возвышении площадь – это и одна из крупнейших автобусных развязок Стамбула, и место встречи манифестантов, и центр массовых праздников, кроме того, там находится пункт сил быстрого реагирования. Поэтому часто именно площадь Таксим становится декорацией к массовым дракам и столкновениям на политической почве.
Что касается нападения на пункты полиции, это уже третий за последние 11 лет случай, не считая обезвреженных бомбистов. В 1999 году от взрыва смертника погибло 3 полицейских и было ранено 10 прохожих. В 2001 году жертвами бомбиста также стали не только полицейские, но и гражданские лица: 2 полицейских было убито, 13 тяжело ранено, 7 прохожих также получили ранения.
Не смотря на то, что мотивы у бомбиста-смертника могли быть любые, учитывая его состояние здоровья, главной целью, без сомнения, была дестабилизация ситуации в Турции. В условиях продления перемирия Рабочей партией Курдистана до выборов 2011 года эта акция выглядит как провокация. Кроме того, взрыв на Таксиме показывает, насколько много в Турции разрозненных вооруженных никому не подчиняющихся группировок, которые могут дестабилизировать политическую ситуацию. Писатель и колумнист Ахмет Алтан считает, что взрыв в Таксиме – это вызов не столько миротворческому процессу, сколько РПК. В своей колонке «Песочные часы» в газете «Taraf» он так высказывается о событии: «Я считаю, что целью бомбиста был Оджалан и РПК. Как будто кто-то нам пытается дать понять, что решение РПК о прекращении огня ничего не стоит и что мирная инициатива обоих сторон никого не интересует».
Глава Конгресса демократического общества (TDK) Ахмет Тюрк видит в случившимся провокацию. «Я всегда говорю, что там, где есть оружие, нет логики» - передает курдский новостной портал «Rizgari Online» заявление Ахмета Тюрка. «В современном мире оружие уже не способ разрешения конфликтов». – сказал политик.
Заместитель главы прокурдской партии Мира и демократии (BDP) Гюльтан Кышанак подчеркнула, что многие курдские общественные организации прилагают все усилия, чтобы перемирие, объявленное РПК, не было нарушено. «Мы хотим, чтобы прекращение огня стало важным шагом на пути мирного и демократического решения курдского вопроса» - заявила Кышанак.