Павел Шехтман, Kurdistan.Ru Под гром победных реляций о вот-вот имеющем быть сформированным правительстве, ситуация в Ираке становится все более и более запутанной. В Эрбиле состоялось очередное совещание лидеров политических блоков. На этом совещании президент Барзани произнес речь, в которой подчеркнул роль курдов в общеиракской политике: "Нас обвиняют в том, что мы - плохие иракцы и думаем только о своих интересах. Но мы доказали, что нам одинаково важны и близки Эрбиль и Багдад, Сулеймания, и Басра". Тем не менее, совещание кончилось ничем. Тем вбременем, прибывший в Ирак министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу, после встречи с Барзани, направился в Багдад и провел там переговоры с прочими лидерами блоков. И надо же такому случиться, что как раз во время встречи с Малики ему сообщили, что правительство уже сформировано и что об этом раструбили все мировые агентства! Давутоглу так растерялся, что вслух задался вопросом: что же он в таком случае делает в Багдаде? Как полагают, "утку" распустил Малики, чтобы избавиться таким образом от непрошенного посредника. Ибо турки, вкупе с американцами и арабско-суннитскими режимами, ныне единым фронтом лоббируют интересы "Иракийи", что совершенно неприемлемо как для Малики лично, так и - и это гораздо важнее - для стоящего за его спиной Ирана.
Вообще, в "Иракийе" теперь - главная интрига сериала. И "Иракийя" не подкачала: на прошедшей вчера в Аммане (NB: арабско-суннитская столица) встрече было решено, что "Иракийя", конечно, не отказывается от министерства иностранных дел и ряда других ключевых министерств, которые обещает ей Малики, но вдобавок к этому требует (как "победивший на выборах блок") два из четырех ключевых постов: президента и председателя Совета Безопасности. Иными словами, "Иракийе" мало быть столбовою дворянкой - она хочет быть владычицей морскою, и чтобы Малики был у ней на посылках (ибо при таком раскладе, премьер теряет свои функции человека, определяющего стратегию правительства, и превращается в рутинного завхоза).
Эти притязания "Иракийи" активно поддерживает Вашингтон. Фрияд Равандузи недавно вновь подтвердил, что Вашингтон (через Байдена и особенно посла Джеффри) оказывает активное давление на курдов, стремясь заставить их отказаться в пользу суннитского блока от президентского поста. Курды, однако, продолжают твердо стоять на своем. В Эрбиле во весь голос говорят, что с американской политикой связан и чрезвычайно "своевременный" выход "Горрана" из Коалиции блоков Курдистана.
По сути дела, "Иракийя" изначально была американским проектом. Конечно, не в том смысле, что Аллави и Ко являются американскими марионетками, а в том, что США предоставили иракским суннитам все свое политическое влияние и все возможности своих политтехнологий. В результате и родилась соблазнительная идея: вернуть власть светских суннитов (которую американцы своими же руками уничтожили в 2003 году) под маркой "общенационального надсектантского блока" с шиитом во главе. В результате США и ООН удалось буквально за уши вытащить "Иракийю" на первое место с помощью целой серии наглых махинаций, которые они покрывали (вспомним хотя бы миллионы вдруг народившихся в суннитских провинциях избирателей!). Однако США и суннитские столицы рассчитали без хозяина, как-то позабыв, что суннитов в Ираке менее 20%, а шиитов 60%, и настроены они по определению проирански. В такой ситуации, рассчитывать принизить шиитов и вытеснить Иран с помощью махинаций с избирательными списками было по меньшей мере наивно. Дальнейшие действия "группы поддержки" Иракийи только усугубили ситуацию. Некоторый шанс в борьбе с иранским влиянием в Ираке мог дать только союз между суннитами и курдами. Добиться этого было бы трудно, если учесть ту пропасть противоречий (связанных как с реальными жизненными интересами, так и еще больше с амбициями сторон), которые разделяют обоих акторов. Однако американцы даже не попытались оказать давление на "Иракийю": как всегда, они считают, что давление следует оказывать только на курдов, ибо историческое предназначение курдов на данном этапе - уступать свои права и интересы из любезности к Вашингтону. С другой стороны, если бы американо-арабо-турецкий блок надавил на Иракийю в смысле умерения ее правительственных аппетитов, то он имел бы возможность молчаливо договориться с Ираном о разделе "долей влияния" в Ираке. Но он, кажется, и этого делать не намерен, а вместо этого в страхе перед тандемом Малики-Садр принялся безусловно поддерживать "Иракийю", разжигая тем ее амбиции. Сунниты, со своей стороны, принялись устраивать теракты в шиитских и курдских районах (последние теракты произошли в шиитских и курдских районах - ред.), тонко намекая, что ждет шиитов и курдов, если те не удовлетворят их притязаний. Но и это, очевидно - способ, который может ударить только против самих организаторов (сунниты уже имели опыт террористической войны, и сами же оказались в ней главными пострадавшими). Обструкционистская позиция Иракийи, которую подзуживает суннитско-американский блок, в конечном итоге может привести только к одному: курды, уже начавшие сближаться с Малики, окончательно объединятся с ним за счет суннитов. В результате иракские сунниты получат столь ненавистное им "шиитско-курдское владычество", а американцы - преобладающее иранское влияние в Ираке. Пока что от этого результата удерживает только взвешенная политика курдского руководства, которое всегда предпочитало умеренный, но гарантированный политический "доход" - политическим авантюрам, какой бы куш они не сулили. Поэтому курды и ныне предпочитают прочное место в стабильной политической системе - выигрышному положению в условиях нестабильности. Однако безумная, и к тому же открыто антикурдская, политика "Иракийи" может их заставить в конце концов махнуть рукой на суннитский блок, как на возможного политического партнера.
Ирак: сериал продолжается
1853 | 0 |