Хива Осман
С самого начала политического процесса, в 2010 году, блок Иракийя кормил свой электорат постоянным рационом разочарований. С самого первого дня, преимущественно суннитская и светская коалиция потеряла доверие со стороны своих союзников, врагов, аналитиков и региональных и международных игроков, которые когда-то рассматривали группировку как переключатель игры в новом Ираке.
Решение о парламентской забастовке 12 ноября только подчеркнуло углубление дисфункции, в результате чего многие на политической арене Ирака задались вопросом о жизнеспособности Иракийи как политического партнера. Попросту говоря Иракийя постепенно приобрела репутацию капризной и непредсказуемой группы, с которой невозможно иметь дело.
Оправдания, которые они придумали во втором заседании парламента показали трещины в коалиции и то, что список дезорганизован и разобщен. Один из лидеров, д-р Рафи аль-Иссави, представил забастовку, как недоразумение, а другой, глава списка д-р Айад Аллави, заявил, что соглашение о разделении власти покончило с восьмимесячным тупиком.
Возможно, более важно, и не без некоторой иронии, что Иракийя доказала свою собственную неэффективность. Они оказалась не в состоянии блокировать процесс, как они грозили, и теперь ясно, что правительство может двигаться вперед и без них.
После избрания спикера, и под предлогом ратификации парламентом политического соглашения и отмены дебаасификации для некоторых из своих членов, Иракийя пыталась остановить процесс избрания президента и назначения премьер-министра. Это было расценено многими как четкий маневр, чтобы получить больше того, на что они первоначально согласились.
Мало того, что они не смогли остановить этот процесс и сорвать кворум, они перестали иметь значение для выборов президента. Поэтому, оказавшись перед лицом проблем, они должны были бы сказать президенту: "Хотя мы не голосовали за вас, мы хотим, чтобы вы помогли нам решить проблемы". При таком сценарии, поддержка избранного президента Джалала Талабани выходила бы для них милостью, а не обязанностью. В конце концов, они не голосовали за него.
Еще более важно, что Иракийя потерял доверие ключевого союзника в лице курдского лидера Масуда Барзани. Некоторые наблюдатели считают, что именно по инициативе Барзани Иракийя была включена в политический процесс и ей были предоставлены гарантии.
Но их поведение заставило многих, в том числе тех, кто честно хотели поддержать их, подумать дважды. Иракийя доказала, что как блок, они не слишком едины и у них отсутствует сильное руководство.
С самого начала своей декларации о победе спустя несколько минут после завершения голосования в день выборов, Иракийя продемонстрировала, что на нее будет довольно трудно полагаться как единый блок и как на блок, который может установить в Ираке реальные перемены.
Каждые несколько недель, у списка появлялась новая динамика и они говорил что-то, отличное от предыдущего. Каждый лидер блока говорил что-то, отличное от других. Они не могли ясно сформулировать единый аргумент о своих требованиях или видении будущего. Все они противоречили друг другу. Один говорил, что они находятся внутри (процесса), другой говорит, что они находятся вне.
У них есть много так называемых лидеров, и каждый лидер, кажется, хочет что-то особого. Когда имеет место новое развитие, Иракийя делает шаги в тысяче различных направлений. Это отсутствие сплоченности стоило им многих возможностей получить более выгодную сделку, чем та, которую они имеют сегодня.
Это был каталог упущенных возможностей: от отказа от сделки о разделении власти с аль-Малики на раннем этапе до отказа поддержать кандидатуру Аделя Абдулмахди в премьеры и, в последнее время, потери доверия Барзани, который выдвинул свою инициативу просто для того, чтобы вовлечь их в правительство.
Хотя некоторые члены Иракийи заявили, что они поддержали инициативу Барзани решить вопрос в Ираке, другие пришли в чрезвычайный восторг от саудовской инициативы, которая была разработана, чтобы вынести формирование правительства за околицу поселка.
Такая нерешительность все еще является чумой Иракийи: в то время, когда некоторые приняли участие во второй сессии парламента, глава списка поехал из Ирака в Лондон и объявил мертвым соглашение о разделении власти, предсказав ухудшение ситуации в области безопасности.
Трещины в Иракийи показывают, что ее политическое будущее неясно. Учитывая их подход "все или ничего"; их раздробленность и отсутствие руководства, возникают серьезные вопросы об их жизнеспособности и будущем как блока, несмотря на большое количество мест, которые они имеют.
Хива Осман, директор Института исследований войны и мира в Ираке, ранее занимал пост советника по СМИ президент Ирака Джалал Талабани.
Конец разделения власти или конец "Иракийи"?
2032 | 0 |