Хива Осман, ekurd.net
В то время как лидеры Ирака поздравляют друг друга с разрешением ожесточенных споров по высшим постам страны, разгорается новый бой за желанные министерские посты.
Этот новый раунд политической борьбы поднял самые насущные вопросы, стоящие перед новым Ираком: Является ли Ирак подлинной демократией или этно-сектантской системой? Правят ли им выборы и голосование, или он прикован к дисфункциональной системы квот?
Формально все это называется "разделением власти" и "правительством национального единства", но реальность совершенно другая. В течение следующего месяца, политические блоки постараются ответить на поставленные выше вопросы, и, до сих пор, кажется, этно-сектантские квоты побивают итоги голосования.
Один из ключевых вопросов, связанных с главой Иракийи, Айядом Аллави, получившим один из двух высших постов, президента или спикера парламента, был тот, что он был шиит, хотя он возглавлял преимущественно суннитскую коалицию.
"Логика" иракской политики сегодня диктует, что три высшие поста - премьер-министра, спикера парламента и президента - распределяются между шиитами, суннитами и курдами. Несмотря на это, разделение высших постов оставалось главным препятствием на протяжении последних восьми месяцев пререканий.
На этом, однако, простая математика закончилась. Наблюдателям, желающим расшифровать следующий раунд формирования правительства, лучше использовать калькулятор.
Как и при формировании прошлого правительства, сложная система дает очки за каждую руководящую должность. Грубая разбивка, в ожидании окончательного соглашения о блоках, состоит в следующем; премьер-министра (15), спикер (12), президент (10), вице-премьер или вице-спикер (8), вице-президент (8), суверенный министр (8), министр сферы производства (6), министр сферы услуг (5), государственный министр (министр без портфеля - ред.) (3).
Эта система также дает каждому блоку, участвующему в правительстве, количество баллов в зависимости от количества мест, которые они имеют в парламенте. Соотношение пунктов с местами решается на переговорах лидеров блоков. На последних выборах, это был один пункт за каждые два места. На этот раз, некоторые участники переговоров говорят о 2,6 местах за каждый пункт.
На каждую должность выделяются пункты, которые затем вычитаются из общей суммы соответствующего блока. Учитывая, что все игроки на этот раз участвуют в правительстве, спрос на министерские посты рекордно высокой. Как обычно, каждый блок рассчитывает на много больше, чем они заслуживают в соответствии с этой системой. Большинство из них будет думать в терминах квот, а не пунктов. Вопрос в том, какая система будет превалировать, пунктов или квот.
Курды, например, использовали бы большую часть своих избирательных пунктов на назначение вице-премьера. Если система пунктов применится, правительство не будет иметь курдских министров!
В другом сценарии, если Аллави или другой ведущий шиитский член блока Иракийя получает высокий пост, который поглощает большую долю пунктов, сунниты, которые все еще видят Аллави как шиита, а не члена Иракийя, будут это рассматривать как потрясение "национального баланса", так как теперь шиитов в новом кабинете будет больше, чем суннитов.
В конце концов, такая дилемма доказывает, что политическая математика в Ираке по-прежнему имеет свои собственные правила. Печальная истина состоит в том, что Ирак остается этнорелигиозным государством, которое действует и управляется соответственно. Явно, что системе квот придается гораздо более важное значение, чем результатам выборов. Результаты этого в управлении говорят сами за себя. Это должно измениться.
Все иракцы видели, как этно-сектантская система квот способствовала увеличению коррупции и снижению безопасности. Для того чтобы это исправить, должны быть приняты две основные меры в следующем правительстве. Во-первых, подлинное национальное примирение. Во-вторых, все нерешенные вопросы между Багдадом и Региональным правительством Курдистана должны быть разработаны.
Эти две важные инициативы, были бы шагом в направлении прекращения квот и предоставления демократических прав и равных возможностей для всех иракцев, независимо от их этничности или секты.
Хотя эти принципы тщательно закреплены в Конституции и повторяются почти ежедневно иракскими лидерами, их трудно найти на улицах.
Пока этого не произойдет, Ирак останется этнорелигиозным государством, в котором никто по-настоящему не доверяет друг другу и все группы ищут защиты, компенсации или преобладания.
В таких разделенных системах, теоретически призванных уравнивать, большие группы получают меньше, чем они заслуживают, а небольшие группы получают больше, чем они заслуживают.
Хива Осман, страновой директор IWPR в Ираке, ранее занимал пост советника по СМИ президента Ирака Джалала Талабани.
Этно-сектантская демократия?
2023 | 0 |