Гарри Шут, Вашингтон Таймс
Региональное правительство Курдистана в последнее время сообщило важные новости. Оно объявило, что хьюстонская Marathon Oil Corp. приобрела рабочие позиции в четырех нефтяных блоках в иракском Курдистане. Это хорошая новость для нефтяных разработок в Курдистане и американского бизнеса в Ираке. Другая новость пришедшая в тот же день, осталась незамеченной в западной прессе. Четырехдневная Эрбильская Международная ярмарка успешно завершилась с участием почти 850 компаний. Только две американские компании присутствовали на ярмарке. Где были остальные американцы?
Это был уже шестой год подряд, когда в столице Иракского Курдистана проходила ярмарка. Вновь ярмарка была проведена без инцидентов и при широком участии бизнеса и в присутствии большого количества высокопоставленных региональных и международных деятелей.
К ним относятся заместитель министра иностранных дел Чехии, министр реконструкции Польши, глава по торговле и инвестициям Соединенного Королевства (UKTI) и члены 17 дипломатических представительств в Эрбиле.
Организаторы ярмарки с гордостью провозгласили в своем английском каталоге, что у них более чем 20 процентов роста и на мероприятии представлено 22 страны. Впереди списка Турция с 76 компаниями, после чего, в частности Иран - 53, Иордания - 44, Германия - 41, Франции - 19, Объединенные Арабские Эмираты -16; Австрия - 13, Чешская Республика - 11; Великобритания - девять (хотя 39 британских компаний имели возможность посетить ярмарку с UKTI), Китай - пять, и США - две.
Некоторые элементы списка стран не должно быть сюрпризом. Турция является крупнейшим инвестором в Курдистане на сегодняшний день и имеет более чем 600 компаний, работающих там. От Европы до Эрбиля всего четыре часа полета, что позволяет европейцам относительно легко принимать участие. Наиболее проблематичным было представление большой иранской делегации. Даже делегация Китая с его пятью компаниями превзошла представительство американского бизнеса.
Почему все эти компании приходят в Эрбиль? Они пришли, потому что они понимают, что есть много возможностей в Курдистане с его прогрессивным инвестиционным законом, свободной рыночной практикой, отличной безопасностью. Эти возможности связаны не только с нефтью. Они изобилуют в сельском хозяйстве, туризме и производстве. Курдистан импортирует почти все, но все же она имеет рабочую силу, которая готова делать свою продукцию и экспортировать в остальной Ирак и регион.
Кто-то может спросить: "Почему же не приходят американские компании?" Есть две основные причины. Один из них та, что многие американцы до сих пор не могут понять различия между курдским Ираком и арабским Ираком. Как человек, который провел значительное время в Курдистане с 2003 года, я могу сказать вам, что это очень разные места с точки зрения безопасности, культуры, языка и, самое главное, отношения к Америке.
Во-вторых, правительство США посылает запутанные сообщения об американских инвестициях в Курдистан. С одной стороны, американские министерства обороны и торговли были активными сторонниками американского бизнеса. С другой стороны, Государственный департамент является источником вводящей в заблуждение информации.
Любой бизнес, который бы изучал множество сообщений Госдерпартамента, легко бы заключил, что весь Ираке является одинаково опасным. В самом деле, государство даже боится упомянуть слово Курдистана, в знак уважения к старой турецкой аллергии на это слово. Но если турецкий консул в Эрбиле может открыто сказать "Курдистан" перед сотнями гостей, то почему не может Госдепартамент в своих "Предупреждениях о путешествиях" и "Конкретной информации в стране", в отношении Ирака, отметить федеральный округ? В самом деле, в последнем Предупреждении о путешествиях относительно Ирака (5 ноября) говорится, что "ни один регион не может считаться безопасным" и "нападения на военные и гражданские объекты продолжаются на всей территории Ирака." Предупреждение упоминает "Северный Ирак", но в запутывающем параграфе, смешивающем яблоки и апельсины.
Как человек, который работает в Эрбиле, я действительно не знаю, зачем государство предупреждает и вызывает тревогу. Дело в том, что с 2004 г. во всем Курдистане находилось не более 200 американцев, потому что он безопасен. Ни один представитель Запада не был убит или похищен в Курдистане с начала войны. Другие страны считаются с этими фактами, и они встают в очередь, чтобы устроить свои компании в Курдистане.
Казалось бы, при том что Америка вынесла всю тяжесть и проливала свою кровь, чтобы принести свободу в Ирак - в том числе Курдистан - американский бизнес должен был воспользоваться отличными возможностями, которые имеются в большом количестве и которыми курды хотят поделиться с американцами. Несколько компаний, таких как Marathon и Hunt Oil Co, увидели это и пользуются выгодами. Если другие не вмешаются, Курдистану придется искать компаний из тех стран, которые хотят принять участие, будь то из Франции, Германии, Китай или Иран. При таком сценарии потеряют и американский бизнес, и американская дипломатя.
Гарри Шут младший, отставной полковник запаса армии США. Он командовал Батальоном гражданских дел армейского резерва в Курдистане в 2003-04 годах, а затем был начальником штаба Временной коалиционной администрации - Север. Он консультант Регионального правительства Курдистана.
Упущенные возможности для бизнеса в Иракском Курдистане
2101 | 0 |