Сообщения из Ирака о том, что достигнуто долгожданное соглашение о формировании нового правительства – новость не столько политического, сколько экономического характера. И она внушает большой оптимизм с точки зрения двух перспектив.
Первая из них- преодоление затянувшегося кризиса в отношениях между автономным регионом Курдистана и правительством в Багдаде по вопросу нефти, точнее – по распределению доходов от нее. И хотя окончательно вопрос еще не решен, уже очевидно, что «лед тронулся», процесс пошел, и перспективы у этого процесса очень позитивные.
Курды Ирака еще раз продемонстрировали свою политическую значимость, поскольку в приоритеты формирующегося правительства включено принятие в ближайшей перспективе закона о нефти, что является одним из ключевых требований именно со стороны Курдистана. Как известно, этот документ вот уже чуть больше чем 1001 ночь (с 2007 года) таинственно пребывает где-то в коридорах власти Багдада. И установление правовой определенности в углеводородной сфере в первую очередь – в интересах автономии, поскольку правительство в Багдаде (точнее Министерство нефти) вс¸ это время с очень большой пользой эксплуатировало ситуацию правового вакуума, позволявшего ведомству фактически единолично определять «правила игры» в нефтегазовом комплексе страны.
Надежду на то, что политико-правовая база иракской "нефтянки" вновь не станет заложницей перманентных противостояний и конфликтов внутри Ирака вселяет то, что сегодня страна живет, образно говоря, в “посттендерную эпоху”. Уже заключены контракты с иностранными компаниями на разработку важнейших месторождений, сделаны первые инвестиции и начата активная работа по увеличению объема нефтедобычи. В нынешней ситуации ни Багдаду, ни Эрбилю не выгодна дальнейшая эскалация ранее существовавших конфликтов, ибо сегодня это чревато тем, что запланированные многомиллиардные инвестиции и уровень нефтедобычи в 12 млн баррелей нефти в сутки могут оказаться не более, чем плодом устного творчества царицы Шахерезады.
Среди возможных компромиссов, которых следует ожидать по новому закону об углеводородах Ирака - признание подписанных в Курдистане на момент принятия федерального закона соглашений о разделе продукций с иностранными нефтяными компаниями. Но при этом базовой юридической основой для сотрудничества, зафиксированной в законе, может оказаться сервисный контракт, поскольку против СРП принципиально выступает арабское большинство.
Искать компромисса с Курдистаном придется и по такому вопросу, как разработка газа. По имеющимся данным, резервы газа иракского Курдистана составляют около 3 трлн кубических метров. Это около 90% всех резервов природного (не попутного) газа Ирака. Хотя на сегодня перспективы использования газа в этой стране связаны, в первую очередь, с удовлетворением внутренних потребностей в генерации электроэнергии, в чуть более отдаленной перспективе иракский (а точнее, курдистанский) газ обретет также и важное международное значение. В нынешней геополитической ситуации экспорт газа в значимых для Европы масштабах для ведущих потенциальных экспортеров региона, Туркмении и Ирана, наталкивается на такие существенные препятствия, как неурегулированность статуса Каспия (для первого) и санкции ЕС (для второго). При таком раскладе ключевое значение для наполнения газом трубы Nabucco (а этот проект в свете обстоятельств последнего времени, пусть и не в провозглашаемые сроки, но будет, на наш взгляд, реализован) приобретет именно иракский Курдистан. Как с точки зрения наличия резервов газа, так и с точки зрения логистической оптимальности.
О довольно радужных нефтегазовых (и не только) экономических перспективах иракского Курдистана свидетельствует и статистика. Например, на последней международной ярмарке в столице региона Эрбиле больше всего было представлены компании из 22 стран. Из них на Турцию пришлось 76 компаний, на Иран - 53, Иорданию - 44, Германию - 41, Францию - 19, ОАЭ - 16, Австрию - 13, Чехию - 11, Великобританию - 9, Китай - 5. Лидером по работе в регионе сегодня является Турция, в регионе действует более 600 турецких компаний. Этот факт с учетом политической остроты курдского вопроса для самой Анкары свидетельствует о благоприятном бизнес-климате в Курдистане.
Об этом же в еще большей степени свидетельствует и продолжающийся, несмотря на прогнозируемую отрицательную реакцию Багдада, приход в регион иностранных нефтегазовых компаний. Одним из недавних подтверждений тому стало приобретение доли в четырех месторождениях региона американской компанией Marathon Oil. Конечно, работающие в Курдистане нефтегазовые компании - DNO, Crescent, Heritage Oil, Marathon Oil и ряд других - это всего лишь устойчивые международные “середнячки”. Между тем, их невеликий их масштаб - еще одно свидетельство благоприятной инвестиционной ситуации в регионе, поскольку “средние” нефтегазовые компании обычно предпочитают работать в низкорисковых зонах, ибо регионы с высоким уровнем риска по силам лишь очень “Большой нефти”.
Как знать, быть может, в свете всего сказанного вскоре и российские бизнес-структуры обратят большее, чем прежде внимание на Курдистан. Во всяком случае, теперь им уже не надо столь пристально оглядываться на позицию Багдада.
Валерий Емельянов oilru.com