Темьре Масо (Теймураз Авдоев), Kurdist.Ru
Xwedêo, tu heftê û du miletî bêyî rehmê…
О, Боже, яви милость свою 72 народам…
(Из священного езидского гимна)
Число 72 было одним из излюбленных чисел в древности, которое наделялось особым смыслом: 72 толковника «Септуагинты», 72 составных дхармы буддизма, 72 тысячи каналов йоги, 72 степени веры и покаяния в исламе, 72 вдоха каббалиста. В Авесте перечислены 72 имени Бога, священный пояс «кушти» состоял из 72 нитей белой овечьей шерсти, символизирующих 72 главы Ясны, литургической части Авесты. Апокалипсис разбивался на 72 главы.
72 это не только окружность подел¸нная пентаграммой — 360/5 градусов, но и 360/5 дней в году святки. У египтян годом управляли 5 богов, у каждого из них было 72 служебных духа.
«В езидизме число 72 встречается не раз и в совершенно разных аспектах. Перечислю некоторые...
у Адама и Евы родилось 36 пар близнецов (72 человека);
в 37 стихе “Qewlê Afirandina kinyatê” указывается:
Padşê min yî reb El-semed e,
Правитель мой есть Господь Вечный,
Ji Adem bûn coqet e,
От Адама родились (стали) отдельные пары,
Jihev vavartin heftî û dû milet e.
Друг от друга отделились на 72 общины.
в бейте «Heyi male» — «Великий Род [дом]» после каждого стиха рефреном проходит двустишие:
Şêxekî bînin 72 bavê xa da şêx be,
Приведите [представьте] шейха, у которого отец имеет 72 колена шейхов,
P’îrekî binin 72 bavê xa da p’ir be,
Приведите пира, у которого отец имеет 72 колена пиров,
У птицы Анкар, о которой упоминается в этом бейте 72 крыла:
«Hey mala min, Предвечна моя обитель [дом],
Teyrek li ezmana wi hey, Небесная птица в ней пребывает,
Nave we Enqer e, Под названием Анкар,
Hefti u du per e, О семидесяти двух крылах,
Pereki gay li ser e». На каждом телец размещается.
Примечательно, что религия езидов, возможно единственная из существующих, молит бога о заступничестве вначале 72 народов, населяющих землю, и только в конце упоминает о себе<!--[if !supportFootnotes]-->[1]<!--[endif]-->. Каждый раз после при¸ма пищи езид возносит Богу благодарственную молитву «Dua Sifrê» — «Молитва после трапезы», в которой присутствует следующий стих:
Xwedêo, tu heftê û du miletî bêyî rehmê,
О, Боже, яви милость свою 72 народам (религиозным общинам),
Serê ser belgîya, girtîyê hebsîya,
Тем, кто прикован к постели, в за-ключении и под арестом,
Rêwîyê riya, kesîb, belengaz û êxsîra,
Странникам в пути, насильникам, бедствующим и пленникам,
Me jî pêra.
И нам в их числе.
Первое, и самое простое определение, которое приходит на ум, это соотношение с мифами о 72 потомках Ноя и о Вавилонском столпотворении.
Согласно первому мифу, от Ноя произошли сыновья: Сим, Хам и Иафет. Езиды ведут свою родословную от Иафета, праотца индоевропейской семьи народов, по линии Мадайя — родоначальника мидийцев.
Августин Блаженный указывает: «А далее и обо всех Писание замечает: «Вот племена сынов Ноевых, по родословию их, в народах их. От них распространились народы по земле после потопа» (Быт. X, 31, 32). Это служит основанием к заключению, что в то время существовало семьдесят два отдельных народа, а не человека. Ибо и прежде, когда были перечислены сыновья Иафета, было сказано в заключение: «От сих населились острова народов в землях их, каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих» (Быт. X, 5)».
«Не зря же с момента «Вавилонского столпотворения» люди были разделены на 72 народа, говорящих на разных языках. Каждый народ получил сво¸ имя. Также и земли их расселения получили свои имена. И по вере своей каждый народ общался, общается и будет общаться с Богом» — эти изложения дошли до нас через христианских богословов.
При кажущейся схожести, во-первых, между езидизмом и иудаизмом мало, что общего.
Даже следуя ветхозаветному писанию, отметим, число народов не 72, а 70, в связи, с чем жертвоприношения в праздник кущ (суккот) — 70 волов рассматриваются как жертва, приносимая для очищения грехов 70 языческих народов.
Во-вторых, если снять акценты с 72 народов, то в молитве указываются еще и о те, кто прикован к постели, томится в заточении, странники, нищие, бедные и убогие, не просто представители разных народов и конфессий, а люди, уповающих в своей надежде только на Господа Бога.
В-третьих, характерно, что при числе 72, в езидизме не упоминаются названия плем¸н или народов из их числа, как об этом записано в Ветхом Завете. Поэтому слово «milet» мила(т) (мн. ч. милал) следует переводить с арабского, согласно прямого его значения - вероисповедание, религия, религиозная община, а не как этническое образование. Число 72 — нам¸к на сектантство в отступлении от веры в Единого Бога.
Существует много хадисов обращ¸нных к этому вопросу. Например: «Предписания шариата, связанные с вероубеждением, затрагивают убежд¸нность сердца в истинных атрибутах (сыфатах) Аллаха и Его Пророка. Вероубеждение людей сунны иначе называется вероубеждением Абу аль-Хасана аль-Аш’ари. В сво¸ время умма разделилась по своим вероубеждениям, чего не было ни при Пророке, ни при его сподвижниках, ни при их последователях».
О том, что подобное разделение будет иметь место, сообщается в следующем хадисе Пророка: «Во времена пророка Мусы сыны Израилевы разделились на 71 группу. Одна из них пойд¸т в Рай, а остальные 70 в Ад. Во времена пророка Исы было 72 группы, из которых одна также пойд¸т в Рай, остальные в Ад. В моей умме будет 73 группы, из которых одна войд¸т в Рай, остальные попадут в Ад».
Когда Пророка спросили, кто же будет в этой группе, он ответил: «Это те, кто пойд¸т тем пут¸м, по которому шли я и мои сподвижники», то есть те, кто последует сунне Пророка и единогласному мнению (иджма) его сподвижников. Те, кто входят именно в эту группу, и относятся к людям сунны и согласия общины. Вероубеждение, возникшее в остальных 72 группах, является нововведением. Одна группа людей, к примеру, уподобляет Бога человеку, наделяя Его телом, органами и т. д., другая утверждает, что Аллах находится на Небесном Престоле (‘Арше). Некоторые говорят, что тот, кто совершил большие грехи, впадает в неверие. Одна группа утверждает, что Коран якобы должен быть ниспослан сподвижнику Али, но ангел Джабраил ошибся и таким образом Коран попал к Пророку Мухаммаду. Убежд¸нность людей этих и других течений приводит к неверию».
Абу Давуд пишет: «Те, кто был до вас из людей книги (иудеи и христиане) разделились на семьдесят сект, а эта религия разделиться на семьдесят три: семьдесят две отправятся в адский огонь, а одна из них попад¸т в рай и это Джамаат».
«Вопрос: Что такое спас¸нная группа?
Ответ: Спас¸нная группа строго руководствуется пут¸м посланника Аллаха и его сподвижников, который воплощ¸н в Книге Аллаха и Сунне. Всевышний Аллах сказал: «Держитесь все вместе крепко за вервь Аллаха и не разделяйтесь» (аль-Имран, 103).
Пророк сказал: «Сыны Израилевы разделились на 72 группы, а моя община разделится на 73 группы. Все они попадут в Огонь, кроме одной общины, которая стоит на том, на ч¸м стоял я и мои сподвижники».
«От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха сказал: «Иудеи разделятся на семьдесят одно течение, а христиане — на семьдесят два. И разделится моя община на семьдесят три течения». В другом хадисе от Муавии сказано: «Семьдесят две группы в Огне, а одна в Раю».
И ещ¸ в другой версии от Абдуллы ибн Амра сказано: «И разделится моя община на семьдесят три группы: все они окажутся в Огне, кроме одной». Люди спросили: «Кто же они, о, посланник Аллаха?» На что он ответил: «Следующие тому же, чему следую я и мои сподвижники». В другой версии хадиса, рассказанном со слов Ауфа ибн Малика сказано, что на вопрос, «Кто же они, это спасшаяся группа?» — пророк ответил: «Это — джама’а».
Эти хадисы содержатся в сборниках Ахмада 4/102, Абу Дауда 2/503, Ат-Тирмизи 3/367, Ибн Маджи 2/479, ад-Дарими 2/241, аль-Хакима 1/128, и Ибн Абу Асыма 63, и все они являются достоверными. О понимании хадиса — «И разделится моя община на семьдесят три группы: все они окажутся в Огне, кроме одной». Люди спросили: «Кто же они, о, посланник Аллаха?» На что он ответил: «Следующие тому же, чему следую я и мои сподвижники». Это и есть та самая группа, называемая «спасшаяся община, «аль-Джама’а», о которой также сказал пророк (приводится в Сахихах имамов аль-Бухари 4/187 и Муслима 6/52)».
Если учесть, что суфизм одно из течений в исламе, тогда его можно отнести к одной из 72 сект, о которых упоминается в хадисах Пророка?
Суфиев обычно разделяют на умеренных, которые стараются не противоречить ортодоксальному исламу, и крайних, которые почти всегда были в оппозиции к мусульманскому духовенству. И те, и другие обычно уважают религиозные обряды в той мере, в какой они способствуют развитию человека, а также толкуют религиозные мифы на более высоком уровне.
Крайние суфии безразлично относились ко всем религиям. По их мнению, существуют только внешние различия, религия подобна прозрачной воде, которая в зависимости от цвета сосуда становится красной, зел¸ной и т. д. Были такие суфийские шейхи, которые заявляли, что они воплощают в себе высокие качества всех пророков и святых различных религий: иудейской, христианской, мусульманской и прочих, вместе взятых.
На вопрос, как достигается истинная вера, суфийский наставник Идрис Шах ответил: «Вступлением, благодаря определ¸нной подготовке, на Путь, который является лишь одним из семидесяти двух возможных Путей, открытых человеку. Возможно, даже следуя подражательной тропе, затем возвыситься до настоящей, но это нелегко».
«Во время траурной процессии похорон Джалаладдина Руми, когда процессия вышла на главную улицу, толпа стиснула е¸ со всех сторон. Тюрки и хорасанцы, греки и армяне, право-славные христиане и иудеи — все пришли попрощаться с поэтом, каждый по своему обычаю. Султан Перване сурово наблюдал за происходящим. К нему подбежал один придворный и, склонившись в три погибели, проговорил: — О всемилостивый властитель, падишах эмиров! Столпы веры спрашивают тебя: «Что надобно христианам и иудеям среди правоверных, хоронящих своего шейха? Повели им убраться прочь, дабы мы могли отдать последние почести рабу Аллаха Джалаладдину».
- Ты прав, факих! — кивнул ему Перване. И, повелев призвать к нему иудейских и христианских священнослужителей, приказал им увести прочь своих единоверцев.
- О повелитель милостивых! — ответил настоятель православного собора отец Стефа-ний.
- Как солнце освещает своим светом весь мир, так и Руми освятил светом Истины вс¸ человечество. Солнце же принадлежит всем. Разве не сам он сказал: «От меня узнают о тайне семьдесят два народа». Если бы мы и приказали верующим уйти, они нас вс¸ равно бы не по-слушали.
- Он как хлеб, — подхватил глава иудеев раввин Хайаффа.
- А хлеб нужен всем!»
Этот эпизод похорон Великого моулана шейха Джалаладдина Руми подтверждает, что «72 народа» — это собирательное число, подразумевающее сторонников всех религиозных течений в мусульманском государстве, кроме «ахлу ас-Сунна». Поэтому езиды, считая себя спасшейся «внутриисламской» группой, памятуя о пережитых гонениях и репрессиях, просят в молитве у Бога, дабы Он сжалился и над другими притесненными общинами.
«Чтобы войти в число крупнейших религий мира» — пишет Евгений Бертельс, — «ислам нуждался в философском обосновании, ибо Коран, отвечавший потребностям кочевых и полукочевых арабских плем¸н, при выходе ислама за пределы Аравийского полуострова нуждался во многих весьма существенных дополнениях. К этому нужно ещ¸ добавить, что, распространяясь на огромную территорию, ислам вступал в соприкосновение с целым рядом старых религий, уже давно создавших себе теоретические базы, таких как иудаизм, зороастризм, христианство и манихейство. Став государственной религией, ислам вынужден был как-то оспаривать все эти религии и доказывать сво¸ преимущество.
Исламу было необходимо мобилизовать все силы на создание тв¸рдой философской системы. Формирование этой системы началось с возникновения многочисленных сект, из которых каждая пыталась найти ответ на какой-либо из основных вопросов философии.
Представители правоверия, прежде всего, обязательно старались очернить своих противников, историки же пытались их как-то систематизировать и непременно подгоняли при этом их число к цифре семьдесят (или семьдесят два), руководствуясь хадисом, согласно которому после смерти Мухаммеда община его должна расколоться на семьдесят (или семьдесят два) толка, из которых лишь один — правоверный».
Таким образом, обращаясь к исповедующих езидизм и ислам курдам, хочется верить, что представление о 72 народах да¸т возможность понять, как складывалась наша этническая религия, осознать наше настоящее на основе понимания прошлого, и строить будущее нации, на основе толерантности, взаимного уважения и справедливости.
<!--[if !supportFootnotes]-->www.kurdist.ru
--------------------------------------------------------------------------------
<!--[endif]-->
<!--[if !supportFootnotes]-->[1]<!--[endif]-->Этот призыв-пожелание существует и среди исповедующих ислам курдов, что видимо, связано с зороастрийской традицией.