Османов Матлаб - Председатель Курдский национальной культурной Автономии
Этнополитическая ситуация в Москве
Москва – многонациональный город, хотя почти 80% его населения составляют русские. Более того, Москва долгие годы была очень закрытым городом, где было крайне трудно укорениться и русскому человеку из другого города. Здесь и сегодня очень высока доля коренного населения: 65,8% нынешних жителей столицы родились в Москве. В советские времена вместо нынешнего понятия «мигрант» в ходу было слово «лимитчик» с соответствующими негативными оценочными вариантами (типа «лимита»). Необходимо оценивать взаимотношения «коренного» и «вновь прибывшего» населения, причем в таком случае конкуренция между коренными жителями и мигрантами, которая часто рассматривается как исключительно конкуренция между «русским» и «иноязычными» станет более понятной. Поскольку по многим причинам невозможно заявить, что Москва – для москвичей, то постулируется, что Москва – для русских. И если конкуренция иногородних русских и русских из ближнего зарубежья хоть как-то допускается, то тем нетерпимее смотрят на «нерусских», а тем более иностранных мигрантов. Важно еще и то, что вес иноязычного меньшинства значителен более значителен, чем его доля в численности населения. Причина этого в том, что большинство вновь приехавших в город людей оказались здесь по экономическим причинам. Через город проходит много больше мигрантов, чем закрепляется здесь. Естественно, что закрепиться в городе удалось только наиболее способным к выживанию в новых экономических условиях, но это происходит благодаря тому, что мигранты сами создают рабочие места для собственной занятости (неслучайно мигранты в гораздо большем объеме представлены в малом и среднем бизнесе, особенно торговле, сфере услуг, т.е. во всех сферах, которые быстро росли в последние десятилетия). И по этому параметру мигранты часто превосходят условно говоря «среднего москвича», который унаследовал свое положение в городе от родителей, хотя часто это сводится к самым необходимым условиям существования: квартире, образованию, - и уже много реже к профессиональной устроенности. Безусловно, что значительно труднее вновь прибывшим гражданам, особенно «нерусским», проявить себя в политике, где требуются уже другие качества и возможности.
Хочу подчеркнуть, что в Москве существует последовательная политика в сфере межэтнических отношений, разработана система нормативно-правовых и организационных мер, направленных на учет, реализацию и согласования этнокультуных запросов граждан, находящихся в городе Москве и относящих себя к определенным национальностям в процессе регулирования социальных отношений, а также на сплочение жителей Москвы как единого городского сообщества, сопричастного к развитию города Москвы столицы многонационального государства РФ через развитие ответственной гражданственности и обеспечения равноправия и условий этнокультурного развития его членов. Но проведение этой политики крайне непростое дело. И видимо, сами этнические общины должны прикладывать силы, чтобы их члены заняли достойное положение в городе.
Курдская этническая стратегия
Надо понять, что делать курдам. Что Москва для курдов, которые оказались здесь? У курдов есть две основные стратегии поведения.
Первая, максимально быстрая ассимилияция, когда курдские корни это всего лишь факт семейного предания. Город предоставляет все возможности для этого. Здесь отсутсвует дискриминация по этническому признаку, а политика в сфере межнациональных отношений направлена на интеграцию всех его жителей. Сегодня москвичи, независимо от их этнической принадлежность, в равной мере являются представителями основного населения Москвы, обладают равными правами и в целом равными возможностями. В многомиллионной Москве немного курдов (15-20 тысяч человек, включая Московскую область), они могут раствориться в Москве без проблем, тем более, что большинство курдов - это выходцы из союзных республик бывшего СССР и лучше говорят по-русски, чем по-курдски. А во втором, третьем поколении, особенно с получением высшего образования, снимаются все проблемы, связанные с адаптацией к сложной городской среде. Но думаю, что эта линия поведения, которая может возобладать, неприемлима для курдов России, поскольку она ведет к фактическуму отказу от курдской этничностии.
Вторая, линия поведения – это создание условий для сохранения и культивирования собственного этнического сознания при интеграции в общероссийскую и московскую этническую общность. Тем более, что российское законодательство и практика развития межэтнических отношений в Москве создают для этого благоприятные условия. В том числе у нас есть Курдская национально-культурная автономия, юридическая организационная форма, и.д. Курдский общественные организации возможности которой мы используем далеко неполностью.
Что мы имеем?
Это достаточно сложная задача, поскольку курды уже в течение нескольких десятилетий после репрессий и насильственного переселения большой части курдов в Среднюю Азию живут без национально-административных образований. Курдский язык и культура сохранились благодаря тому, что на территории Грузии, Армении, Азербайджана остались разрозненные курдские анклавы в основном в виде отдельных сельских поселений, а основным курдским островом на просторах СССР стал курдский массив населения в Казахстане и Киргизии. Сейчас и эти острова курдской культуры отрезаны от Москвы, и от России. Это привело к тому, что сейчас курдская культура отрезана от своих корней. В Москве нет школы с изучением курдского языка, не издаются книги, нет СМИ на курдском языке, даже число книг на русском языке по курдской проблематике ограничивается единицами. Практически не осталось курдов, которые в академических институтах занимались изучением курдской культуры, включая историю и литературу, поскольку старые кадры, к сожалению, не вечны и в последние годы многие из них ушли из жизни (можно привести фамилии – Шакро Мгои, _ Шараф Ашири, Ордыхане Джалил Алией Авдылрахман Надо Махмудов, Шамиль Аскеров, Черкезе Раш, Канат Курдоев, и. д . Это привело к тому, что мы почти на рубеже XXI века практически утратили в России курдско говорящую элиту. К счастью, сейчас этот процесс пошел в обратном направлении, молодежь и люди среднего возраста, подобно Латифу Мамаду, Юрию Набиеву, Гажар Аскеров, и д. заняты аккумулированием знаний, но это уже происходит не в рамках академических институтов, а внутри курдской диаспоры России как ее собственая инициатива и результат ее собственых усилий. Правда, началу этого процесса способствовали главным образом внешние факторы.
Ближневосточная база курдской этничности
Хочу сказать сразу, что с началом активной фазы борьбы курдов за национальное освобождение на Ближнем Востоке в Турции и Ираке, активизацией курдских диаспор в западноевропейских странах и началом с перестройкой нового этапа в российской истории у курдов Россий появилось второе дыхание, поскольку зазвучал курдский язык, появилась возможность прикоснуться к материку курдской культуры. Многие из здесь присутсвующих освоили курдский язык, на котором говорили их бабушки, уже в зрелом возрасте, потому что у курдов появилась историческая перспектива. За последние десять лет многие заговорили по-курдски.
Очевидно, что развитие и существование курдской диаспоры России в дальнейшем будет сильно связано с общим курдским делом на Ближнем Востоке и в Западной Европе. Но и здесь есть проблемы, поскольку курды России и в целом СНГ уже давно отрезаны от основного курдского материка и их связи с курдами Ближнего Востока слабы, они самостоятельно почти не участвуют в событиях а Блитжневосточных странах, их каналами связи с исторической родиной являются отношения с представителями определенных партий, представляющих эти струтктуры в России. Необходимы прямые каналы взаимодействия с Иракским Курдистаном, Турецким Иранским Серийским Курдистанами необходимы более тесные связи в курдскими диаспорами Европы, которые обладают большим организационным опытом и большим культурно-материальным потенциалом, необходимы структуры внутри России, которые могли бы новые возможности приобщения к курдской культуре поставить на благо всем курдам России, и в частности курдской диаспоры Москвы. Нам нужна программа сохранения и развития курдской этничности в Москве и России.
Предлагаем разработать программу культурной и гуманитарной работы 2011 год, в которую со своей стороны считаем целесообразным включить следующие мероприятия:
1. Тематические встречи курдской диаспоры Москвы Доме Национальностей г. Москвы или в районах компактного проживания курдов в России для обсуждения вопросов курдской истории, литературы, проведения концертов и выступлений курдских нациоальных творческих коллективов.
2. Совместо празднование памятных и праздничных дат или событий курдской истории в Москве или в районах компактного проживания курдов в России: памятные даты истории курдов России, день памяти Мустафыа Барзани; Новруз; день памяти событий в Камышлы и Халабже;
3. Начать регулярный обмен творческими коллективами:
- Фестиваль курдского искусства с участием Курдский народного ансамбля (Амед), Курдского народного ансамбля (Эрбиль), творческих курдских колективов и отдельных исполнителей из Европы, Московского Курдского ансамбля и Курдский Ансамбль РФ в Московском доме музыки (2011 год),
- поездки Московского Курдского ансамбля с концертами в Иракский Курдистан, в Турецком Курдистане и европейские страны.
- организация показов курдских художественных и документальных фильмов в России.
- организация встреч с курдскими писателями, политиками и журналистами в Москве.
•организация вставки курдский художников в Москве.
•- организовать курдский молодежи РФ отправки учится в Иракском Курдистане в институтах льготных условии 2011 г.
4. Организовать регулярные курсы изучения или углубленного изучения курдского языка (от 2 до 6 месяцев) в Москве, найти возможность проведения языковых курсов на базе одного из университетов в Иракском Курдистане.
5. Диаспора должна найти возможность выделения одной-двух степендий для студентов-курдов для обучения в гуманитарных ВУЗах России с целью изучения иностранных языков, истории и этнографии Ближнего Востока.
6 Обмен делегациями в рамках народной дипломатии между Курдской Национальной Культурной Автономией г.Москвы и общественными организациями Иракского Курдистана, курдскиими структурами в Западной Европе.
7 Организация под эгидой КНКА г. Москвы поломничества российских курдов, курдов-езидов в святые места Курдистана, прежде всего в Лалеш.
8. Нужна помощь в информационной поддержки сайта КНКА «kurd-avtonom.ru» с целью превращения его в СМИ, способствующее развитию культурных обменов. Нужно найти форму объединения усилий курдских сайтов России, создать «Курдскую электронную библиотеку» на одном из сайтов, что вполне по силам нашей молодежи при посильной поддержке диаспоры.
9.Издания Курдского Журнала.