Маркар Есаян, "Тудей Заман"(отрывок)
Сегодня политическая партия впервые в истории Турции берет на себя инициативу по решению курдской проблемы. Самая большая услуга, которую Партия справедливости и развития (АКП) сделала для этой страны - отказ от грязной политики, которые были использованы во время резни в Дерсиме и период между 1993 и 1997 годами и отказ прибегать к совершению преступлений, для решения проблемы насилия. Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, который признает существование этой проблемы и говорит о нераскрытых убийствах и резне в Дерсиме, стоя на парламентской трибуне, покончил с этой государственной традицией.
Это вызвало существенный оптимизм среди курдов, которым не хватало доверия, особенно к государству. Но, как я выразился в начале этой статьи, за опоздание в принятии мер приходится платить. Теперь, турецкий народ должен заплатить эту цену.
Курдская проблема, которая очень долгое время оставалась в состоянии насилия, родила организацию "Эргенекон" в государстве и массивную машину для убийств, как РПК, среди курдов. То, что мы имеем, это организация, которая борется более 30 лет и которую курдское население, которое угнеталось государством, воспринимает как гарантию признания курдской реальности. Что более важно, большая часть из этих людей молоды и являются гражданами Турции.
Оппозиция считает, что ее выживание зависит практически от продолжения войны. Это мнение было очевидным в ходе конституционного референдума 12 сентября. Но сторонники войны столкнулись с людьми здравого смысла, на долю которых приходится 58 процентов голосов "за" на референдуме.
Однако, очевидно, что мы все еще в начале пути, который ведет к решению этой проблемы. Прекращение огня, которое было объявлено до выборов, еще очень хрупкое. Даже при том, что нерешительность АКП, которая самостоятельно осуществляет мирный процессе, выглядит неубедительно для курдов. Фаза обещаний закончилось. Представляется маловероятным, что АКП предпримет шаги по таким вопросам, как гражданское равенство, которое подразумевает разработку новой гражданской конституции, ликвидацию всех препятствий перед курдским языком и снижения избирательного барьера. Но, по словам президента Ирака Джалала Талабани, государство всерьез планирует решить эти проблемы в течение ближайших пяти лет.
Однако Партию мира и демократии (БДП) и РПК не устраивает этот график, который и не обнародовался АКП. Поднимая вопросы о двуязычии и демократической автономии, они пытаются заставить АКП принять меры.
Как было отмечено Омером Челиком, АКП и оценивает попытки поднять такие темы, или дебаты, как заговоры. Но от курдов сторонников БДП, которые являются важной группой, участвующей в этой проблеме, нельзя ожидать, чтобы они придерживались графика АКП. Говоря при умолкшем оружии, она высказывает свои требования с помощью политики, а когда это не удается, через гражданское неповиновение, а затем оценка таких попыток (гражданского неповиновения и т. д.), как заговор и саботаж только сделает партии неэффективными и поляризует граждан.
АКП является партией, которая "отдельна" в государстве. Он черпает свою легитимность из народа - от голосов. Именно по этой причине, желание АКП оставаться у власти, выиграв максимальную общественную поддержку на июньских выборах, вполне понятно. Другое дело, что не уделяется достаточно внимания тому, что АКП не чувствует, что сумеет набрать минимум голосов, необходимых, чтобы создать правительство и продолжать реформы. Партия хочет получить более 45 процентов голосов, чтобы чувствовать себя уверенно против власти "Эргенекона" и (военной) опеки, поддерживаемой оппозицией.
Это не только вопрос морального духа. Это очень важно в политическом плане.
Было бы лучше, если бы партии, участвующие в этой проблеме, АКП и БДП, больше сотрудничали друг с другом, чтобы они не видели друг друга в качестве соперников и забыли о голосах, пока курдская проблема будет решена. Но это не очень реалистично. В самом деле, Конгресс демократического общества (ДТК), частью которого являются Ахмет Тюрк и Айсель Туглук, опубликовал и внес на рассмотрение проект демократической автономии в Диярбакыре в минувшие выходные.
Прежний проект демократической автономии был на сайте БДП в течение пяти лет. Я внимательно изучил прежний проект и проект, представленный в Диярбакыре, и сравнил их друг с другом. Я хотел бы повторить, что это великое благо, что мы можем обсудить эту проблему сегодня, без нападений, в результате которых гибнут молодые турки и курды. Именно по этой причине мы должны быть более спокойными и рациональными сегодня, как никогда раньше, даже если это противоречит нашим мнениям. В самом деле, это наша обязанность.
Последний проект является гораздо более спекулятивным, популистским, расплывчатым, бесцельным и агитационным, чем тот, который был опубликован на сайте БДП.
Это модель устаревшей, вертикальной структуры, подобной Ливийской "Джамахирии". В то время, когда мир отказывается от вертикальной тоталитарной структуры, проект предусматривает централизацию всего в обществе от отдельного человека, семьи до делегации старших представителей, направляемых в центральный парламент. Она охватывает все аспекты жизни людей, вплоть до сексуальной жизни молодых людей, и предусматривает реструктуризацию семьи. Он говорит о переписывании истории курдов. Она предусматривает создание курдского Исторического Общества. Это более отстало, чем Конституция 1921 года и первый проект БДП. Это курдский кемализм.
У меня побежали мурашки по коже, когда я читал его. "Я не хотел бы жить в такой стране, как эта," сказал я себе. Это как вернуться в Турцию 1940 года.
Известно, что идея самообороны, описанная в проекте, принадлежит Абдулле Оджалану. Этот проект был представлен, вероятно, в последнюю минуту, и навязан ДТК.
Когда разразились дебаты по проекту, некоторые СМИ ожидали, что премьер-министр сделает резкие заявления. Если вы оправдываете слова Челика об убийстве, то Эрдоган, который говорил в конце сессии парламента по бюджету, продемонстрировал позитивное отношение. Больше всего меня впечатлило следующее: "Я защищаю курдский вопрос. Но я против как курдизма, так и тюркизма." Я хотел бы поздравить его. Это важное изменение в менталитете. Это шаг, который делает сепаратистско-юнионистскую парадигму принадлежностью истории.
Премьер-министр сказал, что официальным языком является турецкий. Никакой курд не отвергает это в любом случае. Когда дело доходит до вопросов автономии, самообороны и двойного флага, большая часть курдского населения за пределами линии БДП-РПК более осторожна и явно критикует такие планы.
Неагрессивные речи Эрдогана и новый тон являются очень важным знаком. Это дает надежду на будущее.