или О причинах того, почему в диалоге с правительством ПКК стала диктующей условия стороной
Р.Миркадыров zerkalo.az/2011-01-08/politics/15935-erdoqan-turtsya-vibori-pkk
Накануне парламентских выборов в Турции, которые состоятся в июне 2011 года, проводятся различные опросы для выяснения приоритетов и настроений электората. В целом практически по результатам всех опросов складывается следующая картина: если бы выборы состоялись сегодня, то правящая Партия справедливости и развития (ПСР) во главе с премьер-министром Реджепом Тайипом Эрдоганом набрала бы от сорока до сорока пяти процентов голосов избирателей и имела бы самую крупную парламентскую фракцию в турецком парламенте. А вот с перспективами ведущих оппозиционных сил, то есть Народно-республиканской партии (НРП) во главе с новым лидером Камалом Гылындждароглу и Партии националистического действия (ПНД), которой после смерти Алпарслана Тюркеша в 1997 году руководит Довлет Бахчали, не все так однозначно. Если верить результатам опросов, то получается, что ПНД, как и прежде, ведет борьбу за "выживание", то есть за сохранение статуса парламентской партии. Она получает от десяти до 13 процентов голосов избирателей. А для того, чтобы быть представленной в парламенте в качестве партии, необходимо получить не менее десяти процентов голосов избирателей.
Но намного запутанная ситуация складывается вокруг основной оппозиционной политической силы - Народно-республиканской партии. Эта партия по результатам различных опросов получает от двадцати пяти до тридцати пяти процентов голосов избирателей. Остальные политические силы, в том числе представляющая интересы курдов Партия примирения и демократии (ППД) может рассчитывать на 5-6 процентов голосов избирателей), если бы выборы состоялись сегодня, то по результатам опросов не попали бы в парламент в качестве самостоятельной партии.
Примерно к таким же выводам приходят ведущие европейские издания и аналитики. Ежегодно выпускаемое огромным тиражом и с интересом ожидаемое специальное издание журнала The Economist о предсказаниях на предстоящий год в области экономики, политики, технологий, здравоохранения вышло в свет под заголовком "Мир в 2011 году". Турции и связанным с ней ожиданиям посвящена отдельная аналитическая статья под названием "Проблемы с Оттоманией". В статье предсказывается победа партии ПСР на июньских выборах: процент отдавших ей голосов хотя и снизится, но все же окажется достаточным для сохранения за собой власти. Как пишет Economist, в 2011 г. премьер-министр Эрдоган не только начнет работу над новой конституцией, но и вынесет на повестку дня вопрос о президентской системе. В процессе подготовки новой конституции обострится разделение Турции на "правоверных мусульман" и так называемых "белых турок". Что касается внешней политики, то главными на повестке дня станут курдский и кипрский вопросы. Тема о присоединении к ЕС останется в тени, Эрдоган будет якобы избегать даже упоминания о ней.
Позиции Эрдогана очень сильны
Таким образом, если верить результатам опросов, на первый взгляд на сегодняшний день позиции правящей партии во главе с премьер-министром Р.Т.Эрдоганом достаточно прочны. Хотя в случае если НРП на самом деле подтвердит самый оптимистический прогноз, то есть получит около 35 процентов голосов избирателей, а ПНД все же удастся "перешагнуть" через десятипроцентный барьер и попасть в парламент в качестве самостоятельной партии, то ПСР для сохранения власти придется создать коалиционное правительства. Ведь на последних муниципальных выборах, которые состоялись 29 марта 2009 года, правящая ПСР получила чуть более 38 процентов голосов избирателей. Кроме того, необходимо учесть и то, что курдская Партия примирения и демократии, представители которой участвовали в последних парламентских выборах в качестве независимых кандидатов, получила около тридцати депутатских мандатов. На этот раз даже в случае сохранения десятипроцентного барьера ППД рассчитывает увеличить свое представительство в турецком парламенте. На то у курдской партии есть веские основания. Но об этом чуть ниже.
И все же многие аналитики считают, что если до выборов не случится ничего неординарного, то ПСР, а точнее Р.Т.Эрдогану, удастся сохранить единоличную власть. Во-первых, ПСР в лице Р.Т.Эрдогана на самом деле имеет харизматичного лидера. Лидер ПНД Д.Бахчели таковым не считается. А новому председателю НРП К.Гылындждароглу пока не удалось проявить себя в качестве общенационального лидера, так как до сих пор он занят внутрипартийными "разборками" с бывшим лидером кемалистов Денизом Байкалом и "серым кардиналом" партии, экс-генсеком республиканцев Ондером Савом. С этой задачей К.Гылындждароглу справился и стал единоличным лидером НРП. Теперь в течение пяти месяцев, оставшихся до парламентских выборов, ему необходимо стать общенациональным лидером, к чему, по всеобщему признанию аналитиков, у нового председателя НРП, который, как истинный социал-демократ, пытается быть "своим парнем" для широких народных масс, есть определенные задатки. Ведь, в отличие от К.Гылындждароглу, бывший лидер НРП был "аристократом". Но времени, если, конечно, не будет сопутствующих факторов, у К.Гылынджароглу осталось очень мало. Ведь его отставание от Р.Т.Эрдогана на сегодняшний день составляет, по оптимистическим прогнозам, десять, а по пессимистическим - до двадцати процентов. Даже десятипроцентное отставание очень много, если учесть, что до парламентских выборов осталось всего пять месяцев.
В случае сохранения десятипроцентного порога шансы других лидеров аналитиками всерьез не воспринимаются, за исключением экс-премьера Тансу Чиллер, если она, конечно, при поддержке бывшего президента Сулеймана Демиреля решится возглавить объединенных демократов. Но сама Т.Чиллер до сих пор не высказалась по поводу участия в предстоящих парламентских выборах во главе демократов. А времени на раскрутку даже такого известного и харизматического политика, как Т.Чиллер, осталось слишком мало.
Во-вторых, в прошлом году правящей ПСР удалось упрочить собственные позиции. Посредством референдума удалось внести соответствующие изменения в Конституцию и, как следствие, в целом взять под контроль судебную систему, которая находилась в "негласной" оппозиции к Р.Т.Эрдогану, и лишить военных серьезных рычагов влияния на политические процессы. Сегодня десятки видных военачальников или арестованы, или же на свободе ждут судебного приговора по обвинению в попытке организации государственного переворота.
В-третьих, ради справедливости надо признать, что социально-экономическая политика правительства Эрдогана при всех сопутствующих ей негативах оказалась эффективной. Турция сегодня - 17-я крупнейшая мировая экономика мира. Имеет соглашение об отмене двойного налогообложения с 73 странами. Существует надежная процедура оформления купчей для иностранных инвесторов (акт передачи стоит всего лишь 3%).
За годы правления ПСР экономика Турции претерпела реформу и в настоящее время характеризуется значительной долей частного сектора и преобладанием рыночных отношений. Правительство Т. Эрдогана продолжает курс на либерализацию экономики, приватизируя государственные концерны и открывая доступ на внутренний рынок для иностранных инвесторов. Доля промышленности в экономике страны составляет около 28%, сельского хозяйства - 15%, строительства - 6%, услуг - 51%. В общем объеме промышленного производства наибольший вес имеет обрабатывающая промышленность (84%, включая строительство). Развиты текстильная, кожевенная, пищевая, химическая, фармацевтическая отрасли, энергетика, металлургия, судостроение, автомобилестроение и производство электричества.
Статистика по Турции на 2011 г. ожидается следующая: темпы роста экономики составят 3,6%, национальный доход - 760 млрд. долларов, инфляция - 6,5%, население - 74 млн. чел., доход на душу населения - 10 270 долларов. Достаточно отметить, что в течение восьми лет правления ПСР доход на душу населения увеличился в четыре раза - от двух с половиной до десяти тысяч долларов. Естественно, как следствие - выросли зарплаты, пенсии, повысился уровень социальной защищенности населения. Да, за исключением последних трех лет это были в целом годы всемирного экономического роста. Да, можно сказать, что правительству Эрдогана очень повезло, что годы правления ПСР совпали с всемирным экономическим ростом, а кризис последних трех лет не так сильно затронул Турцию. Но простые люди, оценивая деятельность правительства, учитывают уровень собственного благосостояния, а не мировые экономические процессы. А в целом для бедной Турции повышение социально-экономического благосостояния является серьезным фактором, влияющим на электоральные настроения. И Эрдоган, естественно, в своей пропаганде делает упор на социально-экономические успехи возглавляемого им правительства.
В-четвертых, внешняя политика официальной Анкары, основанная на расширении сотрудничества с Россией, Ираном, арабо-мусульманским миром и на резкой критике Израиля, также на данный момент работает на ПСР, так как в мусульманской Турции все же очень сильны антизападные настроения. А Р.Т.Эрдоган является символом этой новой политики. Хотя эта политика вряд ли может иметь успех на длительную перспективу.
В вышеупомянутой статье The Economist говорится о том, что министр иностранных дел Ахмет Давутоглу будет делать акцент на связях с арабским миром, Ираном и Россией, а также другими соседями. Политика "нулевых проблем с соседями", несомненно, обеспечит Турции влиятельное положение в арабском мире и на Балканах. Однако Эрдогану и его соратникам в 2011 г. предстоит осознать горькую правду о том, что для Турции нет никакой реальной альтернативы, кроме Европы. Быстро исчезнет ее образ героя в глазах арабского мира, созданный благодаря развитию торговых отношений с Сирией и Ираком, а также благодаря резкой критике Израиля, не поможет стать великой державой и союз с Россией в энергетической сфере. Торговля с Европой по-прежнему составляет почти половину внешнеэкономической деятельности Турции. Те, кто хочет модернизировать Турцию путем проведения реформ, должны двигаться не назад и ориентироваться не на Ближний Восток, а продвигаться вперед, по направлению к либеральной и демократической Европе, пишет издание. Одним словом, на первый взгляд за пять месяцев до выборов все складывается как нельзя лучше для правящей ПСР и премьер-министра Эрдогана.
Но курды могут спутать все карты
Недавно "Регнум" опубликовало статью российского политолога Станислава Тарасова "Эрдоган в курдской ловушке". Ни С.Тарасов, ни этот известный российский сайт не питает никаких симпатий к Турции и Азербайджану. Однако иногда противник именно из-за "вредности" намного лучше видит наши и наших друзей слабые места. Поэтому стоит обратить внимание на эту статью, тем более, что основной вывод С.Тарасова о том, что в предстоящем периоде на внутриполитические процессы в Турции будут серьезно влиять события, происходящие вокруг урегулирования курдской проблемы, подтверждаются результатами вышеупомянутых опросов.
Отбывающий пожизненный срок на турецком острове Имралы Абдулла Оджалан выступил с сенсационным заявлением. На встрече со своими адвокатами лидер Курдской рабочей партии (ПКК) прокомментировал проект "Демократическое самоуправление", представленный курдским Конгрессом демократического общества в Турции (DTK). По его словам, "этот проект вместо пользы может нанести вред, спровоцировать столкновения". "Неизвестно, что будет завтра, - заявил Оджалан. - Вполне возможно, что все обернется против премьер-министра. Я это говорю из личного опыта. В подобное историческое время был убит Озал. Завтра может быть убит Эрдоган. И в стране может произойти переворот".
Кроме того, необходимо учесть, что именно по инициативе Оджалана в середине прошлого года накануне референдума по изменениям в Конституцию ПКК объявила об одностороннем прекращении огня, которое в последующем было продлено до парламентских выборов.
В этой связи многие турецкие СМИ сообщили, что в обмен на перемирие Анкара согласилась на некоторые требования партии, и что Оджалан отдал даже приказ перебросить часть своих боевиков в Северный Ирак. В то же время на столе премьер-министра Турции Эрдогана лежит подготовленная Оджаланом так называемая "Дорожная карта". Главная идея этого документа:"Турция и Курдистан - одна земля, и для курдов Турция и Курдистан - их родина". Этот документ, состоящий из 760 страниц, в изложении газеты Radikal содержит следующие позиции: освобождение задержанных членов ПКК, снятие запрета на образование на курдском языке, прекращение военных действий, изменение турецкой Конституции, создание курдской автономии в Турции.
Оджалан даже в заключении находится на особом положении. Власти Турции решили не выводить его из политики, время от времени предоставляя ему возможность делать заявления в турецких СМИ. То Оджалан предупреждает правящую Партию справедливости и развития, что прекращение огня в юго-восточных вилайетах страны - для нее последний шанс. То утверждает, что курдский народ не намерен создавать отдельное государство:"Мы за то, чтобы жить в составе Турции, установив требуемые нами демократические ценности".
Одновременно, несмотря на соблюдение в целом режима прекращения огня, продолжаются террористические акты, скажем так, локального характера. Недавно, буквально накануне объявления решения о продлении режима прекращения огня на площади Таксим в Стамбуле был осуществлен теракт. Ответственность за него взяла на себя группировка "Ястребы свободы Курдистана", которая якобы откололась от ПКК в знак протеста против переговоров с правительством. Может быть, так оно и есть. Может быть, на самом деле этот и другие теракты локального характера - дело рук сил, стремящихся дискредитировать переговоры, ведущиеся между правительством и Оджаланом. Однако, по мнению некоторых турецких аналитиков, не исключено, что именно подобными терактами локального характера Оджалан время от времени дает Эрдогану понять, что режим прекращения огня соблюдается исключительно из-за политической воли на то лидера ПКК, а не из-за сильных позиций правительства. Ведь Оджалан, приговоренный турецким судом к смертной казни, постоянно шантажирует правительство, напоминая, что в любой момент может взорвать ситуацию. "Уже 8 лет я даю шанс партии Эрдогана, - заявил Оджалан. - Это уже 5-е выборы. Каждый раз приходили ко мне и говорили: "Пусть эти выборы пройдут" или: "Подождите до следующих выборов". Теперь тоже говорят, чтобы мы ждали до выборов".
С.Тарасов отмечает, что в этом интригующем сюжете много открытых и скрытых нюансов. Один из них, и самый важный: официальное признание премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в том, что с Оджаланом "велись переговоры в прошлом и ведутся сейчас, и что это делается ради государства". Действительно, находящегося в заключении лидера официально считающейся террористической ПКК на острове Имралы часто посещают высокопоставленные сотрудники турецкой разведки, депутаты парламента, журналисты и адвокаты. Кое-кто из этих посетителей активно выступает в роли "канала связи". К примеру, Оджалану была предоставлена возможность дать указание ПКК продлить срок заключенного 13 октября 2010 года соглашения о прекращения огня до лета нынешнего года - момента парламентских выборов. По сути, будучи в тюрьме, с позволения правительства А.Оджалан стал серьезным фактором внутриполитической жизни Турции.
Кроме того, в восточных вилайетах, в которых муниципалитеты возглавляют представители ППД, происходит "ползучая курдизация". В конце года в течение одного дня почти везде были сменены все таблички и афиши, где наряду с турецким появились надписи и на курдским языке. Дело дошло до того, что Совет национальной безопасности свое последнее заседание, которое состоялось накануне Нового года, а точнее 29 декабря, посвятило именно проблеме "ползучей курдизации". По результатам заседания было объявлено, что СНБ Турции стоит на позициях "единого государства, единого флага, единого языка".
При этом турецкое руководство уже сделало определенные шаги в этом направлении: прошла либерализация законов использования курдского языка на курдском TV, радио. Ходят слухи о том, что в принципе Анкара может даже амнистировать Оджалана.
Эта политика кабинета Эрдогана и его вышеизложенные результаты используются против премьер-министра его оппонентами, особенно ПНД и военной элитой. Поэтому диалог официальной Анкары с Оджаланом, с одной стороны, во многом оправдан, с другой - очень рискован. Турция понимает, что может выпустить "курдского джинна" без гарантий сохранения над ним контроля. В то же время велик соблазн провести через Оджалана "игру" с потенциальным выходом на разные сценарии решения курдского вопроса.
Проблема Р.Т.Эрдогана заключается в том, что сегодня не он, а ПКК и ее лидер Оджалан являются диктующей условия стороной. Во-первых, за годы правления ПСР муниципалитеты большинства населенных курдами восточных вилайетов перешли под контроль ППД. Это значит даже при сохранении десятипроцентного проходного порога ППД через участие в выборах независимыми кандидатами увеличит свое представительство в турецком парламенте.
Во-вторых, сегодня Турция, в отличие от времен правления Саддама, стеснена в военных действиях в так называемом иракском Курдистане. Отказ от ввода войск в Ирак во время оккупации этой страны силами коалиции привело к тому, что сегодня военные операции против ПКК, созданной на данной территории курдской автономии, необходимо проводить с оглядкой на американцев и на регионального курдского лидера Барзани. То есть правительство не может вести переговоры с курдами с позиции силы.
В-третьих, как показывают результаты вышеизложенных опросов, из-за предстоящих парламентских выборов правительство не может позволить себе и провал переговоров с курдами. Раньше около 50 процентов избирателей определяли свой выбор в пользу той или иной партии в зависимости от экономической ситуации в стране. Как показывают результаты опроса, Р.Т.Эрдогану, несмотря на все старания, так и не удалось "переключить" внимание электората от трудноразрешимой курдской проблемы на экономические успехи правительства. По результатам опроса, ныне 20 процентов избирателей собираются сделать выбор в пользу той или иной партии в зависимости от развития событий вокруг урегулирования курдской проблемы. А экономическая ситуация в стране повлияет на выбор всего 18 процентов избирателей.
По сути, правительство Эрдогана оказалось перед неразрешимой дилеммой. Можно добиться прорыва в урегулировании курдской проблемы только серьезными уступками, которые, не исключено, что в далекой, а вполне возможно, и в среднесрочной перспективе будут иметь положительный эффект. Хотя и это не факт. Но выборы-то состоятся через пять месяцев. В случае серьезных уступок курдам правительство окажется под перекрестным огнем оппозиции, что вряд ли прибавит ПСР голосов избирателей.
Можно выйти из режима переговоров с курдами и попытаться проводить жесткую политику давления в отношении ПКК. Но этот шаг с одной стороны станет официальным признанием ошибочности политики, проводимой в последние годы по урегулированию курдской проблемы, а с другой - взорвет ситуацию со всеми вытекающими последствиями, что также не прибавит правящей партии голосов на выборах.
Скорее всего, ПСР попытается сохранить существующий статус-кво до завершения парламентских выборов, обещая курдам окончательное урегулирование проблемы в рамках новой Конституции Турции, к разработке которой правящая партия обещает приступить сразу после формирования нового парламента. А вот Оджалан, как следует из его собственных заявлений, "устал ждать" и поэтому постоянно шантажирует правительство Эрдогана.